Портал «Карелия.Ньюс» продолжает новый проект «Мой дом». В нем мы рассказываем интересное обо всем, что связано с местом, где мы живем. Это может быть квартира, дом, дача. В прошлый раз мы рассказывали о жительнице Сегежи, которая украсила пробками свой дом. Сегодня тема более серьезная и актуальная – резкий рост цен на строительные материалы.
Шок! Именно это слово как никакое подходит к описанию цен на строительные материалы в 2021 году. Это касается и Карелии, и России. В мире тоже цены подросли, но не так как у нас. Рост начался еще в прошлом году, но сейчас цены на стройматериалы разогнались так, что люди не успевают следить за сменой ценников. Многие вспомнили 1998 год, когда вечером цены были одни, а утром уже другие. При этом доходы остались прежние.
Страдают не только дачники. Сильнейший удар нанесен по перспективам малоэтажного строительства, туризма. На фоне такого роста все программы по бесплатному выделению земли, типа Арктического гектара, или земли для многодетных, все разговоры власти о развитии малоэтажки или строительстве новых туристических комплексов, домов или гостиниц – теряют смысл. С такими космическими ценами на стройматериалы и при такой еженедельной инфляции многие отказываются от строек – слишком дорогое это стало удовольствие.
Те, кто уже влез в них, горько плачут, несут убытки, сокращают сметы. Турбизнес тоже в состоянии шока – стройки останавливаются, новые гостевые дома не возводятся, так как туробъекты, построенные за такие деньги, придется слишком долго окупать. И это уже не бизнес.
Портал «Карелия.Ньюс» попробовал разобраться, что происходит на строительном рынке, спросил мнение экспертов отрасли, а также узнал позицию государства в лице тех, кто отвечает за ценообразование и должен бороться с монополиями.
333 процента!
Стройматериалы дорожают еженедельно. Это факт, который сложно не заметить. Причем особо резко дорожают самые важные стройматериалы – доски, металл, трубы, ориентировочно-стружечные плиты, так называемые OSB, и многое другое. Все то, без чего нельзя построить дом, баню, сарай.
Вот, например, свежее фото из одного петрозаводского строительного магазина.
Цена за лист 9 мм osb-плиты карельского предприятия «ДОК-Калевала» – 2000 рублей. Еще осенью 2020 года лист стоил 600 рублей. А месяц назад 1200 рублей. То есть реальный рост цены за полгода за плиту (а это материал, полученный из древесных отходов, если что) составил 333 процента!
Примерно то же самое происходит, например, с вагонкой. Так, в другом известном гипермаркете Петрозаводска месяц назад кубометр вагонки стоил 30 тысяч рублей, неделю назад 40 тысяч, то 18 июня, если верить мобильному приложению магазина, уже 57 тысяч рублей! Только за месяц – почти 100 процентов! И так по целому списку товаров. Вывод один – цены на стройматериалы сошли с ума. На них отмечается не просто инфляция, а гиперинфляция.
Издание pikabu.ru еще в мае проанализировало динамику изменения цены на три строительных товара – ОСП, профильная труба 40х20 (стенка 1.5мм) и профлист с волной с-8. Как видим, цены выросли на 100-300 процентов. И это данные на конец апреля, в мае и июне цены продолжали взлетать.
Читатели портала «Карелия.Ньюс», проживающие в Финляндии, утверждают, что стоимость osb-плиты в Карелии уже превысила финские цены на этот же материал. Полагаем, что с другими товарами ситуация схожая.
При этом надо отметить, что стройка и раньше дорожала год от года. Но чтобы вот так резко, такого никогда не было. Что происходит и куда смотрит государство и антимонопольная служба, ведь очевидно, что это не что иное как грабёж среди белого дня.
Не наше дело
Как оказалось, государство откровенно прячет голову в песок. Портал «Карелия.Ньюс» обратился в Управление антимонопольной службы Карелии. Мы наивно полагали, что именно это ведомство создано, чтобы не допускать таких вот перегибов. Ошибались. Там нам ответили очень коротко:
Мы не контролируем сейчас цены на стройматериалы, а соответствующие заявления нам не поступали, – сообщили в УФАС, посоветовав обратиться в Нацбанк, который проводил мониторинг цен.
Действительно, Нацбанк внимательно мониторит и анализирует цены. В пресс-службе карельского филиала Нацбанка нам помогли найти нужные данные. Как оказалось, государство не только прячется от проблемы, но и активно занижает цифры.
Так, согласно данным Нацбанка, который ссылается на Росстат, стройматериалы в Карелии (по данным на конец мая) выросли всего на 20 процентов по сравнению с маем прошлого года. Цены на стройматериалы в России в мае по сравнению с апрелем 2021 года подскочили почти, по официальным данным, на 5%, с начала года рост составил 12%. Иными словами, у Нацбанка, а вместе с ним и у Росстата, совсем другая картина, чем та, которую мы видим в магазинах. Недаром говорят, что есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика.
Добавим, что на сайте Нацбанка есть комментарий, почему выросли цены на стройматериалы:
Удорожание строительных материалов и отдельных предметов мебели обусловлено повышением стоимости пиломатериалов на фоне роста спроса на них на мировом и на внутреннем рынке. Высокий спрос населения республики на жилье и, как следствие, товары для ремонта в условиях действия льготной ипотеки с господдержкой также оказал влияние на динамику цен на строительные материалы, – считают в главном банке страны.
Добавим, что Нацбанк лишь наблюдает за ценами на стройматериалы, но регулированием их не занимается.
Наш портал обратился для полноты картины в Госкомитет по ценам и тарифам Карелии, который согласно своему положению, должен заниматься регулированием цен. Понятно, что по факту ничего эта структура носит условно декоративный характер. Но мы все же задали тот же вопрос – какая-то реакция этого ведомства на рост цены на десятки и сотни процентов будет?
В Госкомитете нам ответили так же, как в УФАС – это не наше дело. И добавили – ценообразование стройматериалов государством не регулируется, его определяет рынок. В общем, когда вполне себе «рыночные» макароны дорожают на 10 рублей в цене и на это обращает внимание президент, правительства и ведомства начинают работать, а когда стройка дорожает на 200-300 процентов, рискуя убить все малоэтажное строительство – это рынок. Понятно.
После таких прекрасных ответов мы решили обратиться к непосредственным участникам строительного рынка.
Производство подстраивается
Раз уж начали с фото osb-плит, то и обратиться мы решили к исполнительному директору карельского предприятия ДОК «Калевала» – крупному производителю этих самых плит, которые раньше называли дешевой и качественной альтернативой западным аналогам. Рост цен на эти плиты, как мы и говорили, один из самых значительных. О том, что происходит, мы спросили исполнительного директора ДОК «Калевала» Валерия Пучкова.
Есть много причин, почему строительные материалы, в частности osb-плиты, имеют тенденции к росту. Первое – подорожание всех сырьевых составляющих, из которых производятся плиты. Это подорожание древесины в разы, это подорожание импортных связующих, которые в России не изготавливаются. Сейчас цена на них в 2-2,5 раза выше, чем в прошлом году. При этом сырьевая составляющая в производстве – это примерно 80 процентов. Все остальное логистика, зарплаты, – рассказывает директор.
По словам Валерия Пучкова, есть и другие причины, которые повлияли на рост. В частности, эффект пандемии и с прошлого года отложенный спрос, а также вынужденный отказ многих людей от отпусков. Многие попросту предпочли вложиться в стройку вместо отпусков.
Сегодня очень высокий спрос на деревянное домостроение. Спрос высокий, а мощностей не хватает. Плюс растет мировой рынок и это общая тенденция. В мире дорожает все, что касается древесины, металла. Подорожали и запчасти, например, а производственные мощности – это тоже металл, – продолжает руководитель ДОК «Калевала».
По словам Валерия Пучкова, на их предприятии отпускная цена с прошлого года выросла примерно в 2,3 раза. В то же время директор не считает, что они поднимают цены бездумно, монопольно, пытаясь воспользоваться спросом.
Мы не имеем превалирующего положения на рынке и просто подстраиваемся под цены конкурентов. А также растем с сырьевой составляющей. У торговых сетей своя накрутка, и здесь я комментировать не готов. У нас же предприятие сейчас полностью загружено, и мы стараемся, чтобы продавалось все.
Очевидно, что для ДОК «Калевала» сложившаяся ситуация выгодна, так как выручка растет. Валерий Пучков считает, однако, что установившиеся сейчас цены такими не останутся.
Цены будут регулироваться и станут более адекватными. В том числе с учетом ввода новых мощностей. Но спрос все равно сохранится и прогноз у строительного рынка мне видится благоприятным, – подытожил исполнительный директор ДОК «Калевала».
А что малоэтажка?
Регулировки цен ждет и петрозаводская строительная компания «Экопан», которая производит дома по канадской технологии SIP. Основная составляющая этих домов как раз osb-панель, из которых производятся стеновые панели. Компания работает на рынке малоэтажного домостроения Карелии более 10 лет, у нее свое производство в Петрозаводске. Сегодня у предприятия объективные сложности.
По словам директора Виктора Кочанова, его предприятие сейчас вынуждено покупать osb-панель по цене в четыре раза дороже, чем в прошлом году. Выросла цена на производствах плит, свою накрутку делают торговые сети.
Мы вынуждены по этим ценам покупать сейчас. То, что за я покупал за 500 рублей в прошлом году, сейчас покупаю за 2000 рублей. В каждой смете стоимость материалов примерно 60 процентов от затратной стоимости. Эти затраты вырастают в среднем от 60 до 80 процентов с учетом сегодняшней ситуации. Но значительно повысить стоимость конечного продукта, готового дома, я не могу. Мы на 30 процентов подняли цены и то, поверьте, очередь из покупателей не стоит. Но мы вынуждены это делать, иначе просто не сможем на вырученные средства построить новые дома. А люди не готовы платить такие деньги. У них зарплата на эти суммы не поднялась. В итоге кто-то отказывается от покупок, кто-то откладывает сроки. Мы же остаемся без работы и прибыли. Вся эта ситуация, полагаю, может если не сломать, то сильно затормозить развитие малоэтажного строительства.
По словам директора «Экопана», причин резкого роста цен на стройматериалы немало. И виноваты не только мировые цены. Главное – резко вырос спрос после года пандемии.
Производства не работали, образовался дефицит. Народ насиделся в квартирах, потом вышли. Кто-то купил земельные участки, кто-то приобрел недострой. Спрос на стройматериалы резко вырос. Так как материалов не хватает, а спрос на них высокий, то по законам рынка цена всегда увеличивается. Еще один фактор – многие отказались от отпусков, переключившись на стройку.
Ответил Виктор Кочанов и на вопрос о том, почему государство никак не реагирует на столь резкую инфляцию на этом рынке.
– Государству эта ситуация выгодна. Это еще один способ налогооблажения. Причем охватывается та целевая аудитория, которая имеет возможности инвестировать, вкладывать в строительство. Государство больше не имеет возможности увеличивать налоги, повышать цены на бензин, это и так происходит регулярно. Здесь же фактически происходит завуалированное повышение налогов. Цена вырастает, оборот у предприятий вырастает, вырастает налогооблажение. Государству сейчас выгодно молчать. В то же время налицо политика двойных стандартов. Когда у нас дорожают алкоголь или бензин, это их дело, а когда стройматериалы – не их, это рынок, – полагает Кочанов.
Что касается прогноза, то директор предприятия надеется, что к концу года произойдет корректировка цен. Он полагает, что итоговая цена в конечном счете будет отличаться от прошлогодней на 50-100 процентов, а не на 200-300, как сейчас.
По нынешним же ценам народ строиться не будет, очень дорого. Такой рост цен приведет к падению спроса на эти материалы. И производители вынуждены будут корректировать цены. Но произойдет это не раньше конца года, полагаю. В то же время прогнозы – это лишь наше предположение. А цены реальны сегодня. И покупать по ним приходится уже сейчас.
Никто из тех, с кем мы пообщались, не смог дать совет, как поступить жителям Карелии, которые начали или планируют строительство. С одной стороны, есть надежда, что цены упадут уже в этом году и можно подождать. С другой – многие не хотят все время откладывать большие проекты, упускать драгоценное короткое карельское лето – главную строительную пору.
Пока же очевидно, что страдает, как всегда, простой обыватель, причем активный обыватель, который стремится улучшить свою жизнь, построив дом, баню, или вовсе переехав за город.