Вопиющая ситуация с вывозом мусора сложилась в поселках Паданского поселения.
Буквально на днях наш портал рассказывал о мусорной реформе, которая реализуется в Карелии. Планы большие, работа серьезная, правильная. Мусор начнут перерабатывать, появится новый полигон, старые свалки закроют.
В это же самое время, как оказывается, в Карелии есть поселения, где нет никакой законной возможности выбросить мусор. К нам в редакцию обратился житель поселка Шалговаара Медвежьегорского района Алексей Клёс, который рассказал, что уже три месяца жители поселка копят мусор, не имея возможности выбросить его хоть куда-нибудь. Такая возможность у них была, когда существовала несанкционированная свалка отходов в 350 метрах от поселка. Свалка находилась на землях лесного фонда и арендатор этого леса – Сегежский ЦБК вместе с Минприроды свалку официально ликвидировали, что само по себе правильно. Правда, по словам Алексея, ликвидация свалки свелась к перекапыванию дороги к ней, мусор же никуда, с его слов, не делся.
Местные жители, лишенные возможности выброса мусора, спонтанно организовали вторую незаконную свалку, которую практически сразу же тоже закрыли, причем тем же способом перекапывания. В итоге сегодня у жителей поселка две закрытые несанкционированные свалки с мусором и ни одной открытой и легальной. Нет в поселке и ни одного контейнера.
На все наши обращения местная власть отписывается что решают эту проблему. А по факту уже три месяца люди сидят в своих домах с мусором и ждут куда же его вывозить, – рассказывает Алексей. – В поселке нет ни одного контейнера для мусора. То есть вариантов немного – либо копить мусор, либо возить его в Сегежу за 65 километров.
По словам Алексея и местных жителей, люди против несанкционированных свалок, однако ситуация, когда в отдаленном крупном поселке нет законной возможности выбросить мусор, вызывает, мягко говоря, негодование.
Портал «Карелия.Ньюс» попробовал выяснить, что не так с поселком Шалговаара, однако с удивлением узнал, что проблема существует во всем Паданском сельском поселении, состоящем из 12 населенных пунктов, в которых проживает около тысячи человек. Самые крупные поселки и деревни – Паданы, Шалговаара, Маслозеро, Сяргозеро, Ахвенламби, Сельги.
Глава Паданского поселения Геннадий Тарасов на вопрос «Карелия.Ньюс» сразу же отрекся от проблемы, заявив, что ей занимается Медвежьегорский район, а у него нет никаких полномочий.
Ситуацию прояснил заместитель главы администрации Медвежьегорского района Алексей Сергеев. Он напомнил, что вывозом мусора в Карелии отныне занимается региональный оператор «Автоспецтранс». Однако на территории Паданского сельского поселения Медвежьегорского района «Автоспецтранс» не работает.
В настоящее время на территории всего Паданского поселения нет логистики по сбору и вывозу отходов, – пояснил замглавы администрации района.
Переводим на русский: мусор во всем поселении, а это, повторимся, 12 населенных пунктов и около тысячи человек, никто не собирает и не вывозит. На вопрос, куда в таком случае людям выбрасывать отходы, Алексей Сергеев ответил по-чиновничьи сухо – в места накопления мусора, стоящие в Росреестре. На вопрос, что это за места, чиновник ответил, что в настоящее время во всем Паданском поселении есть только одно такое место – в поселке Паданы. Но и его недостаточно даже для самих Падан, не говоря уже о других поселках и деревнях. При этом, повторил он, логистика «Автоспецтранса» здесь не работает.
Чтобы что-то сдвинулось, нужно, чтобы оператор принял решение о вывозе, и тогда местные власти создадут легальные места для сбора мусора. Это могут быть контейнерные площадки, площадки временного складирования отходов на период до 11 месяцев, и места для сбора мусора в мешках, которые потом подлежат вывозу.
Мы можем построить контейнерную площадку, но если к ней не будет ходить мусоровоз, то какой в ней смысл? – задает вопрос замглавы администрации. – При этом мы встречались с руководством «Автоспецтранса», обсуждали пути решения проблемы, в частности вариант с вывозом мусора на Сегежский полигон, куда лучше дорога. Как только региональный оператор определится с одним из трех выше названных вариантов сбора и вывоза мусора, мы начнем строить площадки.
Мы пробовали дозвониться до «Автоспецтранса», чтобы получить комментарий руководства оператора, но достаточно долго нам пришлось «общаться» с роботом, а по телефону приемной никто не отвечал. На сайте компании указан мобильный телефон, по которому можно задать вопросы о вывозе мусора в Медвежьегорском районе, но этот телефон оказался выключен. Мы готовы предоставить слово руководству компании, если им есть что сказать.
Пока же ситуация получается довольно абсурдная. Все ветви власти вместе с проверяющими органами активно борются за экологию, закрывают спонтанные свалки, гоняются за нарушителями, но легальных способов выбросить мусор местных жителям не предоставляют. При этом большинство граждан готовы платить за вывоз отходов. Самые ответственные в итоге везут вонючие пакеты в своих авто за 60 километров в Сегежу или за 100 в Медвежьегорск, остальные выбрасывают мусор в лес, создавая все новые свалки, с которыми вновь воюют власти, упрекая людей в безответственном отношении к природе. Стоит ли говорить о раздельном сборе мусора, если кое-где в Карелии нет вообще никакого?