Не в то время и не в том месте. Мнение главного редактора об открытии бутафорского концлагеря в Карелии

В минувшие выходные в деревне Ватнаволок Кондопожского района открылся музей о быте и жизни узников концлагерей времен оккупации. Как известно, с 1941 года по 1944 год большая часть Карелии была оккупирована финскими войсками, которые тогда были союзниками Германии. Проект, реализуемый на президентский грант, называется «Историческая реконструкция жизни и быта узников финских переселенческих лагерей». В бутафорском лагере использованы декорации к фильму «Весури», который ранее назывался «Петька». Фильм снимали в Карелии, он рассказывает как раз о жизни детей в этих лагерях. Кино так, к слову, и не вышло на большие экраны. Лагерь передает атмосферу жизни в оккупации. Он, действительно, оформлен достоверно и не может оставить равнодушным. Как музей, он интересен, наверное, мог бы быть полезен для понимания исторической правды. 

Только вот открыли его совершенно не в то время, не в том месте и не в том контексте. Потому и реакция негативная не только на всю страну, но и за ее пределами. В общем, скандал вышел. К слову, многие, включая тех, кто имеет отношение к его появлению, это не понимают. Дескать, была оккупация – была, были такие лагеря – были, надо помнить историю – разумеется. Что же не так? На самом деле, все не так.

Во-первых, место. В Ватнаволоке не было лагеря. Сейчас эта территория базы отдыха. Никогда экскурсовод не сможет сказать: «Вот именно здесь на этом месте…». А ведь это важно. Историческое место, его воздух порой важнее того, что осталось. Здесь этого нет и в помине. 

Во-вторых, сам лагерь. Бутафория, новодел, декорация к фильму, несмотря на раритетные кружки и утюги. Тем не менее, исторической ценности в нем мало, а это снова не про память. С таким же успехом можно прийти на Мосфильм и провести экскурсию по бутафорской старой Москве. Не то будет ощущение. Если добавить, что экскурсии по лагерю в Карелии будут водить казаки, которые в Карелии воспринимаются как инопланетяне, то получается совсем грустно и в рубрике «не верю». 



Но и это не главное, как мне кажется. Главное, что этот псевдо-лагерь появился именно сейчас, когда наша страна переживает довольно унылые времена, когда все сильное и мощное, что мы так хотим в ней видеть, устремлено в прошлое. В настоящем гордиться нечем, будущее кажется еще мрачнее. Весь мир – враги и налицо навязывание спорных приоритетов и скреп. Военные подвиги 75-летней давности вдруг стали главным достоянием настоящего, а враги тех лет превратились во врагов сейчас. Ни 30, ни 50 лет, когда живы были те, кто воевал, мы так маниакально не чтили память и не ворошили историю, как делаем это сейчас. Но даже здесь налицо избранность этого «ворошения».

Ощущение, что поставлена задача вытащить все, пусть даже и по второму кругу, про преступления оккупантов или захватчиков, и максимально сгладить страницы истории, которые касаются преступлений нашей власти тех лет. 

В Карелии и вовсе казус. Вдруг врагами стали дружественные соседи финны. Появляются свежие уголовные дела о геноциде нашего народа в годы войны со стороны оккупантов. В Сандармохе два года подряд проходит кощунственный поиск останков расстрелянных финнами советских солдат. Ищут именно в месте массовых расстрелов жертв сталинских репрессий. Какая цель? Доказать, что не только сталинские палачи казнили там людей, но и финны? 20 останков в итоге подняты из земли в 2018 и 2019 годах и до сих пор не опознаны и не перезахоронены. Это что – сохранение памяти? А может надругательство над могилами, а заодно и попытка испортить отношения с соседом? 

И вот теперь этот лагерь, куда хотят возить школьников, чтобы показать, как злобные финны пытали и мучили наших детей. Тогда, 75 лет назад. И все это на фоне завуалированной, а порой и открытой героизации одного из главных палачей прошлого века Иосифа Сталина. Никакие его индустриализации не сравнимы с ценой и теми ужасом, страхом и масштабом вранья, в которых жили люди в то время. Государство не готово и не хочет критически оценить собственную историю, признать, теперь уже заново, по второму кругу, Сталина преступником и убийцей сотен тысяч мирных граждан, осудить его репрессии 1930-х годов. Принять многие другие преступления авторитарного советского режима. Мы продолжаем обсуждать все это, а кто-то и тосковать по тому, что на самом деле не должно повториться. Да и картинка по телевизору уже много лет пропагандирует агрессию и ненависть, а еще избранность и превосходство нас на фоне всех остальных.  

Если уж рассказывать школьникам об истории, то неплохо бы рассказывать и о том, что делали с собственным народом наши же палачи. Это было бы неплохо знать молодому поколению. Тогда и возведение финского концлагеря было бы как-то понятно и не вызвало такую реакцию. Только после собственного покаяния уместно вспоминать о внешних врагах. Да, финны в те три года наделали дел, и эту историю нельзя забывать. Только вот и финны, и немцы, к слову, давно уже покаялись, признали и всячески содействовали восстановлении правды. 

Появление бутафорского концлагеря в Карелии вызывает жесткий когнитивный диссонанс с окружающей действительностью. Представьте, если бы в наши дни в Северной Корее открыли музей, где говорили бы о недопустимости культа личности и подавления свобод. Или, скажем, в братской Беларуси, где сейчас при одобрении российских властей идет фактический геноцид белорусского народа со стороны проигравшего выборы, но удерживающего власть силой президента, появится вдруг музей соблюдения прав человека. И ленточку будет перерезать лично Александр Лукашенко, который уже в шаге от Гааги. Примерно так и этот лагерь. Кто-то скажет, что у нас-то не так и что примеры некорректны. У нас пока не так, слава богу, но мы стремимся к этому «так» семимильными шагами. 

И еще про финнов и нашу действительность. Пару лет назад я был в большой поездке по Заонежью. Эта земля тоже была оккупирована финнами. Там до сих пор следы присутствия финской армии – от колючки до военных блиндажей в скалах. Страшное было время. В местечке Вороний остров мне показали старый дом, где жили финские солдаты, рассказали об их деяниях. В доме до сих пор летом живут люди.

В нем, как и в Вороньем острове, немного изменилось с тех пор. Финны ушли, разруха осталась. А потом я неожиданно узнал, что главное событие в этой полуразрушенной деревеньке за эти 70 лет случилось год назад – сюда провели электричество. До этого жгли лучины. То есть с момента оккупации здесь ничего не было создано собственным государством. Вот за это боролись наши деды-освободители? 

Да что там – можно просто поездить по нашим деревням и весям. Обращали внимание, что во многих из них самое обустроенное место – мемориалы героям войны? А вокруг разруха. В Беломорске в этом году открылся прекрасный музей истории о войне. Музей, и правда, замечательный и современный, много денег потрачено. И место правильное – бывший штаб Красной армии. Но и здесь та же история – сам город Беломорск представляет собой грустное зрелище. Чем он может гордиться сейчас? Разве что этим самым музеем. Обратите внимание, что у музея даже лучшая подсветка в городе.

Мы чтим прошлое, забыв про настоящее. Вот и лагерь в Ватнаволоке по задумке должен нести простую мысль: посмотрите, как было страшно тогда на фоне того, как хорошо сейчас. Так давайте это беречь. Только как-то не складывается. Беречь-то особо нечего. 

И в завершение. Многие, наверное, наши земляки бывали на автомобиле в Финляндии. Я лично тоже ездил – еще до эпохи маниакального патриотизма, дорогого евро и поворота страны вспять. Так вот главное впечатление при пересечении границы всегда было одно и то же – чистота, порядок, отсутствие заборов, благоустройство ТАМ и разруха, запустение и страшные бараки вдоль дороги ЗДЕСЬ. Дорогу в этом году все же починили, а вот бараки остались. И не только там, но и в Петрозаводске, например. Жуткие бараки, в которых живут люди. И еще заборы, больше заборов везде – конечно, «ради нашей же безопасности». Мы теперь живем среди этих заборов, где-то они даже с колючкой, и в этих бараках. И многие из них, скажу вам, не сильно отличаются от тех, которые построили и открыли в минувшие выходные в Ватнаволоке. 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять