Портал «Карелия.Ньюс» узнал о планах в отношении одного из главных природных памятников Карелии.
На прошлой неделе мы рассказывали о скандале, который разразился вокруг горы Воттоваара. Она, как известно, находится в Муезерском районе Карелии и имеет статус особо охраняемой природной территорией регионального значения (ООПТ). Природный памятник, знаменитый своими огромными валунами-сейдами, каменной лестницей в небо, «бассейном» в скале и другими природными чудесами, заинтересовал неких таинственных инвесторов, которые намерены арендовать землю рядом с памятником.
Житель Суккозера Сергей Симонян, известный поисковик, «хранитель горы», как его называют местные, который уже несколько десятилетий показывает туристам Воттовааару, узнав о появлении инвесторов, опубликовал эмоциональный пост на своей странице. В нем он написал, что слишком поздно узнал о «продаже» горы, а также выразил возмущение обвинениями некоторых депутатов и представителей власти в адрес туристов и местных в том, что гора находится в запустении, что там много мусора.
По словам Симоняна, на горе сейчас число и убрано. Именно местные жители, говорит он, и следили все эти годы за горой, поддерживая на ней порядок. Более того, он признал, что как мегалитический комплекс памятник уже уничтожен, и это лежит на совести прежде всего тех ведомств, которые сейчас засуетились вокруг горы.
Что же на самом деле ждет Воттоваару? Чтобы узнать об истинных планах в отношении уникального объекта, портал «Карелия.Ньюс» нашел тех самых инвесторов, которых заинтересовала гора Воттоваара, а также пообщался с руководителем учреждения, которое отвечает за особо охраняемые территории в Карелии.
Гору продать нельзя
Руководитель бюджетного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия» Николай Палагичев подтвердил нашему порталу, что к благоустройству территории рядом с горой сегодня есть интерес инвесторов.
У нас есть информация, что подано заявление на получение в аренду на рекреационную деятельность участка лесного фонда за границами ООПТ. Участок небольшой, находится в трех километрах от горы. Повторюсь – за пределами охранной территории. На аукцион могут заявиться все желающие, – сообщил Николай Палагичев.
При этом он особо подчеркнул, что сама гора, сама территория комплекса частным лицам или компаниям в аренду сдаваться не будет. И не может быть сдана по закону. В то же время данный участок лесного фонда – речь про территорию ООПТ – может быть передан в бессрочное пользование, но только бюджетному учреждению. Это закон позволяет сделать.
Наше учреждение в перспективе планирует воспользоваться этой возможностью, поскольку данная территория требует ухода и обустройства с учетом постоянно растущего потока туристов. Сейчас мы готовим документы для постановки участка ООПТ на кадастровый учет. Если Минприроды примет решение о передаче участка, мы планируем всерьез заняться благоустройством горы Воттоваара.
– Что подразумевается под благоустройством? – вопрос от «Карелия.Ньюс».
– Планируется обустройство стоянок для туристов, костровищ, экотроп, установка туалетов, навесов, фотозон, баков для мусора. То есть того, что в настоящий момент там не сделано. Сейчас там развит, скажем мягко, неорганизованный туризм. К тому же услуги оказываются в черную, никто налоги не платит. В этом урон для экономики Карелии.
– Все это планируется сделать за счет государства?
– Мы бюджетное учреждение, своими силами все обустроить не сможем. Поэтому, если участок нам будет передан, будем рассматривать вопрос о создании государственно-частного партнерства через подписание соглашений с инвесторами, желательно карельскими. За счет инвестора планируется строительство туалетов, навесов, уборка территорий. Но подчеркну: никаких капитальных строений в лесном фонде не будет. Не будет их ни на территории горы, ни на том самом участке в трех километрах от горы, о которым мы говорили.
– Государственно-частное партнерство может в итоге вылиться в шлагбаум на входе на гору и платный вход?
Гора Воттоваара – ландшафтный памятник природы регионального значения. Она находится на землях лесного фонда. Статус ООПТ не лишает ее статуса лесного фонда, посещение которого в нашей стране разрешено всем и бесплатно.
– Вы все-таки можете гарантировать, что вход на гору не будет в итоге платным?
– Гарантировать не могу. Надо учесть, что в июле 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении Правил определения платы за посещение ООПТ. В этом постановлении устанавливаются случаи, когда за вход на территорию может взиматься плата, а также указан список лиц, которые от платы освобождаются. То есть по решению региональных властей плата может и не взиматься. Но в любом случае в развитие этого постановления будет принят акт на уровне республики. Это уже не мои полномочия.
– То есть вопрос возможной платы будет решать не ваше учреждение и не его частные партнеры? А кто?
– Это будут полномочия региональных властей. Если они решат, то будет взиматься плата. Если решат, что платы не будет, то ее не будет. Но подчеркну, что в любом случае, если плата будет, то символическая.
– Откройте все же секрет, что это за инвесторы, которые намерены прийти на гору, а точнее, к ее подножию. Я слышал, что речь идет о московских интересантах.
– Сейчас говорить о конкретных людях сложно. У меня нет письменных обращений ни от кого. Это пока на уровне разговоров и намерений. Могу лишь сказать, что речь идет о двух карельских компаниях. Обе они планируют обустроить кемпинги за пределами ООПТ. Никакой визуализации пока нет, лишь намерения и интерес. Но повторюсь: в аренду частным лицам ни гора, ни ООПТ сдаваться не будут.
– Жители окрестных поселков и деревень сейчас зарабатывают на доставке и размещении туристов, которые посещают гору. Им вряд ли нравится идея прихода кого-то, кто отберет их хлеб. Понятно ведь, что инвесторы не благотворительностью идут заниматься.
– Участие местных жителей в проекте благоустройства – одна из важных целей планируемых изменений. Местные жители знают эти места, могут рассказывать истории про них, быть гидами, показать тропы, заниматься доставкой. Инвесторы очень рассчитывают на местных. Люди точно так же смогут работать и оказывать те же услуги, только уже легально, с уплатой налогов и под эгидой организации. Более того, мне бы хотелось, чтобы местные жители поучаствовали в создании будущего проекта благоустройства и подсказали, что и как правильно сделать.
Равнение на «Паанаярви»
Портал «Карелия.Ньюс» нашел двух интересантов в этой истории. Один из них карельский предприниматель Сергей Мелехов. Он подтвердил, что как индивидуальный предприниматель, действительно планирует взять в аренду земельный участок в трех километрах от ООПТ Воттоваара. В настоящий момент участок встает на кадастровый учет. Зимой состоится аукцион.
Мы в нем обязательно хотим принять участие. Планируем обустроить в этом месте кемпинг для прибывающих на гору туристов, возможно даже так называемый глэмпинг, то есть гламурный, более комфортный кемпинг с шатрами и продвинутыми палатками с печками, – рассказывает Сергей Мелехов.
Однако, по его словам, планы у них намного шире, чем просто обустройство лагеря для туристов. Лагерь не может существовать без привязки к горе, поэтому карельский бизнесмен намерен вместе с дирекцией ООПТ заняться наведением порядка на горе.
Мы с 2008 года возим людей на Воттоваару. То есть прекрасно знаем, что там происходит. Там местами просто ад. Костры, бардак, мусор, никаких табличек. Кто-то мусор вывозит, кто-то нет. Мы хотим поставить мусорные баки, повесить информационные таблички и по согласованию с дирекцией ООПТ, заняться благоустройством троп. То есть сделать примерно так, как это сделано в парке «Паанаярви». Это европейский подход к туризму – благоустроенные тропы, мостики, туалеты, мусорные баки.
Как рассказал Сергей Мелехов, никаких планов ставить шлагбаум и получать деньги за вход у карельского предпринимателя нет. Да и закон это не позволит сделать.
Мы просто хотим в стороне от горы поставить базовый лагерь, чтобы было где пообедать, переночевать, сходить в туалет, получить информацию о горе, карты маршрутов. В этом смысле мы не конкурируем ни с кем. Пусть другие стороны, тот же уважаемый Сергей Симонян, делают такой же лагерь в другом месте, – предлагает Мелехов.
По словам Сергея Мелехова, он знает, что на участок претендует и московская сторона, и он даже предлагал москвичам сотрудничество, но они отказались. По словам карельского бизнесмена, «москвичи хотят всю гору».
От большой любви
Портал «Карелия.Ньюс» нашел тех самых москвичей, которые «хотят всю гору». Оказалось, что москвичи – это зарегистрированная 3 сентября 2020 года в Петрозаводске компания «УККО», названная, кстати, в честь верховного бога в карело-финской мифологии. Генеральный директор и единственный учредитель, согласно ЕГРЮЛ – Петрина Ирина Владимировна. В настоящий момент она действительно проживает в Москве, но, как она сама рассказала, планирует переехать в Карелию. Нам удалось пообщаться с ней по телефону.
Как выяснилось, кроме неё есть потенциальный инвестор, с большой любовью относящийся к этому месту и готовый вложить всю свою душу в сохранение памятника. В то же время, по словам Ирины, имя его называть пока рано, хотя он уже был представлен на одном из совещаний в Минприроды Карелии.
У нас команда, и мы каждый год уже много лет ездим на Воттоваару. Очень любим это место и не можем спокойно наблюдать за тем, что там в последние годы происходит. Туристов становится все больше. Есть те, кто с уважением относится к памятнику и природе, а есть, кто оставляет мусор, разводит костры, причем для дров используют растущие на горе деревья. Там нет туалетов, а это тоже дополнительный мусор.
В октябре этого года мы там были, я сама прошла 20 километров, все видела. Есть инвестор, который точно так же ездит сюда много лет и просто обожает это место. Вот так от большой любви год назад и родилась идея помочь сохранить этот памятник. Для этого у нас есть не только желание и любовь к этому месту, но и финансовый ресурс. Цель проекта не бизнес, а именно сохранение комплекса, – рассказывает Ирина.
Компания «УККО» планирует подписать соглашение с дирекцией ООПТ и вместе привести в порядок всю инфраструктуру горы – обустроить экотропы со схемами, организовать вывоз мусора, организовать места для костровищ, обеспечив их дровами, отсыпать дороги к памятнику, так как по ним сейчас может проехать только внедорожник. Кроме того, установить туалеты, повесить таблички, начать высаживать лес (как известно более десяти лет назад здесь случился лесной пожар). А еще обустроить прилегающие к памятнику территории.
Ирина Петрина категорически отвергает обвинения в том, что «москвичи» не хотят ни с кем сотрудничать, а в первую очередь с местными жителями.
Местные жители меня знают, мы даже помогали в восстановлении храма. И отношения у нас прекрасные. Мы очень надеемся и нам будет просто необходима их помощь. Нам не справится самим. Если все получится, то мы обязательно создадим рабочие места. Объем работы там большой, всем дела хватит. Конечно, с учетом того, что у нас уже был план, протокол, поддержка и в Карелии, и в Российском экологическом обществе, мы были несколько ошарашены появлением нового заинтересованного лица. При этом мы готовы с ним сотрудничать и любой помощи будем рады. И повторюсь у нас есть огромная любовь и средства для реализации всего задуманного.
Ирина Петрина, как и все наши собеседники, выступает категорически против шлагбаума на входе на гору и сбора платы. По ее словам, плата возможна только за услуги, а пока там этого нет, так что брать деньги не за что. Что касается платы за вход на гору, то это компетенция региональных властей и ООПТ, подчеркивает она.
Добавим, что Ирина Петрина совместно со своей командой заявили о готовности начать реализую проекта уже весной 2021 года.
За осмотр провала
Как видим, гору Воттоваара в любом случае ждут серьезные изменения. С одним инвестором или с другим – не так важно, у всех планы примерно одинаковые. Кто привык к дикому туризму без правил, того они расстроят. Кто за цивилизованный туризм, тот не может не понимать, что уникальный памятник природы должен иметь соответствующую инфраструктуру, доступность, обустройство, правила посещения. В начале третьего десятилетия XXI века без этого уже никак. В этом смысле тот факт, что дирекция территории, правительство Карелии, а также инвесторы наконец, решили заняться Воттоваарой, не может не радовать. Лучше, как говорится, поздно, чем никогда.
Правда, все равно остаются некоторые опасения, ведь слова у нас очень часто расходятся с делом. И благие намерения, которыми сами знаете, что выстлано, в итоге могут вылиться совсем в другое. Все мы помним пример парка Гирвас в Кондопожском районе. Здесь несколько лет назад была примерно такая же идея – благоустроить, создать, восстановить, облагородить. И ни в коем случае не брать деньги за вход и осмотр вулкана и водопада. Плата только за услуги. В действительности, вышло не совсем так. Благоустроили, навели чистоту, отремонтировали мостик, поставили скамейку. Из услуг – всего-то простенький туалет и парковка, больше ничего. А вот деньги берут именно за вход и осмотр, хотя обещали этого не делать. При этом, если возмутиться на входе, деньги не возьмут, понимая, что не за что. Но большинство платит.
Как бы так не вышло и на Воттовааре. Жители окрестных поселков опасаются, что их просто попросят подальше, лишив заработка, пусть и полулегального, но хоть какого-то в бедном на вакансии районе. А гору в итоге превратят в бизнес, отдав ее под видом государственно-частного партнерства в пользование бизнесменам. Поставят там пару табличек и скамеек – дескать, благоустройство – и начнут собирать деньги, как великий комбинатор, за осмотр провала – чтобы не слишком проваливался.
Впрочем, и у дирекции ООПТ, и у Минприроды, и у всех интересантов есть возможность доказать обратное.
Фото горы Игоря Подгорного и автора