Кто расследует дело о содранном мхе под Гирвасом и какой ущерб нанесен? Выяснили подробности

В лесу близ поселка Гирвас (Кондопожский район) неизвестные содрали мох и лишайник на площади примерно в 5 000 квадратных метров, сильнее всего пострадал ягель. Об этом мы писали ранее. Портал «Карелия.Ньюс» выяснил, кто занимается проверкой инцидента и насколько серьезен вред, нанесенный экосистеме леса.

Изначально вызов поступил в Кондопожскую полицию. Однако с точки зрения закона хищения не было, поэтому случай не относится к компетенции правоохранителей. Кто же тогда займется расследованием и будет ли оно вообще ,или все ограничится фиксацией факта нарушения?

Наш корреспондент обратился за комментарием в Карельскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Зампрокура Петр Антонов сообщил, что в ведомстве знают о произошедшей ситуации, но проверку проводят не они:

Поскольку речь здесь идет о деятельности физических лиц, здесь уполномочены органы контроля – Министерство природопользования и Росприроднадзор.



Портал «Карелия.Ньюс» связался с пресс-службой Минприроды Карелии. Там подтвердили, что соответствующее обращение поступало. Было установлено, что инцидент произошел на землях Министерства обороны.

Так как это не земли лесного фонда, мы не имеем права проводить дальнейшую проверку, – отметили в ведомстве и добавили, что сведения были передана в Балтийско-арктическое регион управления Росприроднвдзора.

В Росприроднадзор жалоба поступила только вчера, будет проведена проверка информации. Устанавливать личности нарушителей – все же задача полиции. На месте были сделаны фото, в том числе и машины, на которой транспортировали мешки с ягелем.

Далее будет направлен запрос в военное лесничество и уже специалисты этого ведомства должны будут дать экспертное заключение о том, какой урон был нанесен. Да, речь идет не о вырубке деревьев, но лес все же пострадал, повреждение покрова прописано в лесном кодексе отдельно.

Уточнить, о какой именно статье идет речь, и что грозит нарушителям, не удалось. По предоставленному Минобороны номеру военного лесничества никто не ответил в течение всего рабочего дня. У самого министерства в Карелии нет пресс-службы. Ни дежурный, ни секретарь в приемной не смогли сказать, кто еще может дать комментарий по ситуации.

Чтобы понимать, какой урон – не материальный, а для экосистемы леса был нанесен, наш корреспондент позвонил в Институт леса Карельского научного центра РАН. Директор Института леса КарНЦ РАН Александр Крышень заверил нас – природа оправится, но нескоро. 

Все восстановится, другой вопрос – когда. Мох будет расти. Все зависит от погоды. Для мхов и лишайников на пользу пойдет высокая влажность. Сложно сказать, сколько уйдет времени. Годы. Если там был красивый высокий мох, то десятилетия, если не столетия.

Сильного урона не будет, но и бесследно это все, конечно, не пройдет. Нанесен эстетический ущерб и ущерб биоразнообразию. Речь идет прежде всего о насекомых. Животных, питающихся непосредственно ягелем, в карельских лесах не водится.

В Институте также отметили, что сбор мха не должен был проходить таким варварским методом. Подобные работы должны быть согласованы. Если организация собирает лесные ресурсы в коммерческих целях и крупных объемах, она платит за аренду территории, также компании следует компенсировать затраты на восстановление леса.

Ничего этого сделано не было. Неизвестные просто пришли и по-тихому вывезли около сотни мешков мха и лишайника. В соцсетях пользователи строят догадки – кому и зачем могло потребоваться столько мха. Одна из самых популярных версий – заготовка пищи для северных оленей. Животноводческие фермы, занимающиеся их разведением действительно есть, одна из них даже находится неподалеку от нас – в Ленобласти, но насколько резонна заготовка ягеля?

По словам экспертов из Института РАН, северные олени предпочитают сочную пищу – зеленую траву. Ягелем они питаются только зимой, поэтому вряд ли оленеводы стали бы идти на такой риск ради мха.

Более вероятный вариант – использование в декоративных целях. Ягель ценится за красивый серебристый цвет, недаром в народе его называют белым мхом. Он используется в ландшафтном дизайне и для создания настенных фитокомпозиций. Пока остается только строить догадки и ждать результатов проверки. Портал «Карелия.Ньюс» будет следить за развитием событий.

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять