"Снимите обувь, вы стоите на карельской земле!" Константин Савандер к Собору Карельских святых

\

3 июня Православная церковь отмечает Собор Карельских святых. Этот день главный местный православный праздник, в который верующие особо чествуют всех святых, которые свершали свой подвиг на карельской земле. Хотелось бы предложить вниманию читателей материал известного в Петрозаводске священника Константина Савандера, посвященный многим недооцененным и малоизвестным страницам истории Карелии:

Я люблю Карелию, хоть и родился не здесь. Что меня поразило по приезде, так это неприязнь местных жителей к своему краю, которая, как мне кажется, основана на слабом знании своей истории. О Карелии много написано, но кажется, что каждый, кто писал о ней, соревновался с другими в критическом отношении, стараясь найти как можно больше негатива. Давайте попытаемся найти позитив.

Итак, Карелия…

· Нигде в России, кроме Карелии, не встречается феномен огромных деревянных многоглавых церквей (Кижи);

· Нигде в России, кроме Карелии, нет феномена мощных островных православных монастырей (Валаам, Соловки);

· Нигде в России, кроме маленькой Карелии, не было такой плотности поселения в разное время православных святых на «квадратный километр» – около 30 канонизированных и столько же не канонизированных. Что так влекло их сюда?

· Знаете ли вы, что в Карелии люди жили за 5 тысяч лет до Рождества Христова – народ более древний, чем шумеры (д. Машезеро, 25 км от Петрозаводска);

· Знаете ли вы, что в Карелии (недалеко от Гирваса) есть жерло одного из самых древних вулканов на нашей планете (около 2.5 миллиардов лет назад);



· Знаете ли вы, что в Карелии (на Заонежском полуострове) были записаны и задокументированы все основные древнерусские былины, и также в Карелии был записан уникальный карело-финский эпос «Калевала»;

· В Карелии был обнаружен феномен «петроглифов» и особенно интересны Петроглифы местечка со странным названием «Бесов Нос» (в оконечности этого мыса на двухметровой фигуре древнего языческого идола выбит православный крест);

· Наконец, Карелия – это гигантский аккумулятор чистейшей питьевой воды; строительный лес в Карелии по качеству лучше, чем в Архангельске и Вологодской области; Карельский мед ценится как самое совершенное лекарство, потому что в Карелии 80 процентов всех медоносных трав являются лекарственными.

Ну как? Немного проняло? Поняли, на какой земле стоите – быстро снимите обувь, вы стоите на карельской земле!

Карелия – волшебная страна! Кажется, что внутри видимой Карелии существует Карелия неизведанная, которая открывается далеко не всем, и которую искали во все времена, как

Атлантиду и Гиперборею… В древности в Европе опасались финнов, потому что в их среде были сильные колдуны. Финны, в свою очередь, боялись карелов и вепсов, а те, по той же причине – саамов. Но когда в этот край стали приходить православные монахи, саамы бежали на север, и увы (для скептиков) не из-за того, что православие якобы пришло сюда «огнем и мечом» – это не так!

Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно поехать на остров Кижи, и посмотреть вблизи на церковь Лазаря Муромского. Правда, махонькая! Так неужели новгородские войны-древоделы, которым наши доморощенные историки-атеисты отводят роль «огня и меча» в просвещении язычников, не могли своему духовному лидеру построить церковь посерьезней?

А очень просто – храм преподобный Лазарь построил один, да и просвещал саамов тоже один, да и то, когда те его перестали избивать (ему удалось исцелить от болезни сына старейшины племени). И никаких воинов рядом не было. Те собрали с местных дань и уплыли восвояси… К тому же никакого замысла просвещать местных у Лазаря не было. Лазарь ушел в леса, чтобы его никто не нашел. И когда местные, немного оправившись от посещения «новгородских налоговиков», обнаружили землянку Лазаря, то отыгрались по полной… Как тот остался в живых – трудно себе представить. Однако произошло чудо, сын старейшины поправился по молитвам Лазаря, его перестали бить, он смог построить маленький храм. Понятно становится, почему преподобный Лазарь, рискуя быть убитым, выбил православный крест на фигуре древнего демона на мысе «Бесов нос», которому местные, видимо, истово поклонялись.

На бытовом уровне в языческой среде бытовали такие срамные обычаи, что православные монахи, которые бежали от известности и от учеников в карельские леса, не могли не учить местных нормам христианской морали и нравственности, и были в этом очень убедительны. Например, Александр Свирский, как и Сергий Радонежский (который благословил молодого Дмитрия Донского на Куликовскую битву), тоже не писал книг на бумаге, но он писал в сердцах своих учеников, так что те настолько загорались стремлением к духовному совершенству, что основывали свои монастыри. Подсчитано, что ученики и ученики учеников преподобного Александра основали не меньше монастырей, чем ученики преподобного Сергия.

Карелия – страна героев. Так получалось, что во всех войнах, которые велись здесь, на территории Карелии, наши почти никогда не сдавались в плен. Даже древние вепсы, пытаясь оказать вооруженное сопротивление новгородским сборщикам податей, на пути возможного отступления подготавливали в земле пещеры, и забивались в них, если новгородцы оказывались сильнее. И если неприятель пытался их оттуда выкурить, то они сбивали подпорки и… засыпались землей заживо.

Особенно активно поливали карельской кровью эту землю шведы под началом французского наемника Де ла Гарди в 1580 году… Это кошмарное нашествие привело к гуманитарной катастрофе и религиозной резне, когда 80 процентов жилья местного населения просто сгорело.

Количество убитых исчислялось тысячами, одних только валаамских монахов было вырезано 80 человек. Именно в те времена и был подорван потенциал карельского народа. Карелы предпочитали смерть отказу от православия и бежали под Валдай и в Тверь, под защиту русского царя. Но были и такие, которые бились за каждую пядь своей земли! Например, при обороне города Корела (Приозерск) из 1500 защитников в живых осталось 100 человек во главе с епископом Сильвестром, и воеводой Пушкиным. Печально, что большинству жителей Карелии Сильвестр неизвестен…

Я много спрашивал старожил Петрозаводска, были ли за город бои. Ничего вразумительного никто сказать не мог. Однажды наткнулся на воспоминания одного финского военнослужащего, и там указано, что когда финны входили в Петрозаводск, то на окраине города они видели два наших горящих танка и около двадцати трупов наших солдат.

Финны пытались установить тяжелую артиллерию, чтобы с Сулажгорских высот обстреливать Петрозаводскую Губу, не дав таким образом эвакуироваться петрозаводчанам. Кто-нибудь из коренных петрозаводчан об этом слышал?

Всем известно местечко Виллагора. Это всего в 30 км от Петрозаводска, место довольно людное. Места эти грибные, ягодные, на болоте полно брусники…Так вот, инициативная группа военных поисковиков откопала в 20 метрах от дороги в районе Виллагоры тела 39 наших солдат. Как выяснилось, эти солдаты охраняли дорогу, когда показались финны, они дали им бой, были выбиты со своей позиции в болото, и вместо того, чтобы сдаться в плен, они контратаковали во много раз превосходящие их силы противника, и в контратаке все как один погибли.

Почему же послевоенные грибники и ягодники не сообщили о них, куда следует? Только побеседовав с петрозаводчанами, вернувшимися после войны в родной город, находишь ответ – таких не погребенных воинов лежало по всей Карелии великое множество, великое множество героев, которые погибли, но не сдались.

Кто не слышал о средневековых самураях! Сколько о них написано поэтических строк! Но, тем не менее, никому из нас не приходит в голову, что все эти разрекламированные наемные убийцы со своим мухаморным отваром ни в какое сравнение не идут с бойцами Красной армии, взявшими штурмом «в лоб» самое совершенное оборонительное укрепление того времени – «линию Маннергейма»! Ни одна армия мира того времени не смогла бы этого сделать, смогли только в Карелии.

Однако в истории Карелии хватает и темных пятен, и это, как правило, самые темные пятна из истории всей России. Лагеря смерти ГУЛАГа, места массовых расстрелов: Сандармох, Красный Бор и много других помельче. На окраине Петрозаводска (за Сулажгорским кладбищем) в 1937-38 годах расстреливали почти каждую ночь и зимой, и летом по 40-50 человек. И как только мы еще сохранились на карте мира?! Любой народ, пройдя хотя бы через треть тех испытаний, которые вытерпел наш, давно исчез бы с лица Земли. А мы живы.

Протоиерей Константин Савандер

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять