Главный редактор портала «Карелия.Ньюс» Евгений Белянчиков о том, как коронавирус очистил от лжи и лицемерия святой праздник.
Последние лет десять 9 мая хочется убежать подальше в лес, подальше от этого бряцанья оружием, от этих танков на площади Кирова в Петрозаводске и этих проклятых «Искандеров» на Красной площади, от культа войны, от пафосных речей людей, которые не имеют морального права их произносить, которые за много лет так и не выполнили обещания для ветеранов, от лицемерия власти в отношении всех стариков, ведь говорить о качестве их жизни можно, как в песне, только со слезами на глазах. От это шоу с бубном и плясками на костях и славе предков. От лжи коллег, которые когда-то назывались журналистами, а теперь врут каждый день, разжигая ненависть и оправдывая войны. Не буду говорить банальное о том, что народ-победитель живет хуже побежденных. Гордиться тут нечем. Покраснеть от стыда и рыть землю, чтобы не было так стыдно, а не танки выгонять на площади. Так было бы правильно. Но это не про них…
Очень давно стало понятно, что для них нет ничего святого и на теме Победы 75-летней давности, не их Победе, украденной ими Победе, на святой памяти миллионов соотечественников – они строят свою идеологию, потому что больше не на чем строить, потому что пустота и разруха везде. Потому что за 75 лет гордиться больше нечем. Был еще Юра Гагарин, но и тут мы, прости, Юра, все проиграли. Не создали, не смогли, не захотели, наплевали, соврали, забили, украли. Но от осознания этого легче не становится.
Вот потому и в лес! Подальше от топтания на памяти, издевательстве над ней, над подвигом тех, кто уже не может плюнуть им в глаза.
Прочитал вчера и сегодня с утра в соцсетях мнения уважаемых мной людей. И у многих одно и то же – этот 9 мая 2020 года был другим. Проклятый китайский вирус выступил в роли победителя этого всего маскарада, замешанного на победобесии и культе войны. Он отменил пляски, он заткнул рот государственным преступникам, он не дал выгнать на улицы сверхновые машины для убийства, он отменил гуляния и торжества, которые мало относятся к святому дню памяти. Он не дал торжественно открыть храм Вооруженных сил в парке «Патриот», памятник богу войны и убийства. Храм вооруженных сил – вдумайтесь только! Война, бог, церковь…
Фото pobeda.audio
А еще он запретил поход полка с портретами наших предков, перед которыми нам всем должно быть стыдно. Да простят меня участники акции, но и «Бессмертный полк» и георгиевские ленты из святых акций давно уже стали пиаром псевдовеличия этих наверху. Они вас обманули, друзья, украли у вас и это. У вас, и наших предков, лица которых мы несем на плакатах. Герои войны, мы всё проиграли, все, ради чего вы умирали. Мы все еще, спустя 75 лет, прикрываем свою бездарность вашим подвигом. Мы все еще там, в прошлом, и нам сегодня нечем гордиться – только вашей Победой. У нас нет будущего и настоящего, а только прошлое, ваше…
Мне утром 9 мая звонили из деревни Великая Губа, что на озере Сегозеро. Там в братской могиле похоронены более 2600 бойцов Красной армии. Несколько лет назад мемориал на могиле был отреставрирован. Потрачено более трех млн рублей. Святое и правильно дело. Но есть нюанс – к мемориалу никто не может проехать. Восемь километров дороги от станции Масельгская до Великой Губы можно проехать только на серьезном внедорожнике. Люди признались, что годами писали письма во все инстанции – но толку ноль. Местные жители даже сами пытались латать эту дорогу, но хватает этого ненадолго.
Три миллиона потрачено на памятник, к которому никто проехать не может! Многие ходят к мемориалу пешком, – сетуют местные жители. – Разве это правильно?
Пообщавшись с местными, я вспомнил, как гостил в деревне Фоймогуба в Заонежье. Деревня с великим историческим прошлым, которая могла стать столицей Карелии. Там тоже недавно построили мемориал. И этот мемориал – самая новая постройка на фоне деревянных развалюх в деревне.
Недавно новые мемориалы открылись в нескольких поселках Прионежья. Там они тоже стали едва ли не главными стройками года. Память надо хранить и это правильное дело, только на фоне сверкающих памятников – старые халупы и полное вымирание села, безработица и убожество. Потому что прошлое у нас победило настоящее. А ведь герои войны боролись за светлое будущее своих детей и внуков.
И в городах не лучше. Память о войне 75-летней давности вдруг стала важнее сегодняшнего дня. В Петрозаводске устанавливают стелу «Города воинской славы» за 86 млн рублей. Столб, который вызвал большой скандал, потому что поставить его решили на месте «Дерева дружбы» – символа побратимских связей Петрозаводска с другими городами. «Дерево» спилили и обещали «высадить» на набережной, а столб за 86 млн должны поставить до 19 мая. А еще в городе поставили арт-объекты – символы Победы, которые посмотреть запрещено, потому что самоизоляция. А зачем тогда? Например, надпись «ПОБЕДА» или странные буквы RAME(с английского «отросток») на площади Гагарина (прости, Юра). Не сразу понимаешь, что речь о 9 МАЯ (если читать в обратную сторону).
И при всем при этом по дорогам города после зимы невозможно ездить, а грязи в городе столько, что когда-то считавшийся европейским Петрозаводск сегодня даже на звание столицы Карелии не тянет. Я промолчу про другие карельские города, где царят убожество и разруха.
Коронавирус на один день избавил нас от всего этого. 9 мая 2020 года остались только мы и память – так, как и должно быть. День Победы скинул благодаря COVID-19 урапатриотический угар, этот бесконечный пиар власти, которая вдруг решила учить нас чтить предков и прославлять себя на их подвиге. Впервые за годы мы не смотрели парад с орудиями убийства, а действительно спокойно, не отвлекаясь на стелу и «отростки», на речи говорящих голов вспомнили подвиг тех, кто был против войны, кто мечтал о мире. Совсем не таком, какой мы сейчас имеем. О мире не только в небе, но и в сердцах, о созидании и развитии, о жизни во имя настоящего и будущего, а не прошлого.
И впервые хочется попросить власть не выполнять свое обещание и не устраивать шоу из оружия и лицемерия после того, как отступит коронавирус.