Памяти Конституции Российской Федерации посвящается…
«Имею право» – так называется проект портала «Карелия.Ньюс». Он посвящен Конституции России. Мы хотим показать, что у нас есть права, а у государства есть обязанности. Они прописаны в главном документе страны. И наши права часто не соблюдаются, а обязанности государства не выполняются. В этом проекте мы рассказываем истории из жизни жителей Карелии, которые иллюстрируют это утверждение.
Статья 40. Каждый имеет право на жилище
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
“Защитить нас некому!”
Хорошо, когда у тебя есть родители. А вот о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, заботится государство. И заботится порой, мягко говоря, по-казенному: что за сироту радеть, за него все равно некому заступиться?!
Государство по закону, да и по совести, обязано обеспечивать сирот жильем. Только вот ожидание вожделенных квадратных метров зачастую растягивается даже не на годы – на долгие десятилетия.
Драматическая история жительницы Петрозаводска Татьяны Кобец – яркое тому подтверждение. 45-летняя Татьяна уже успела стать бабушкой, а обещанного государством жилья у нее как не было, так и нет.
Бабушка–сирота, – так не лишенная юмора Татьяна Кобец представилась журналисту нашего портала. Но, если честно, ей совсем не до шуток. Работающей поваром женщине после трудного трудового дня хочется отдыхать не в общежитии – в благоустроенной квартире, которую, если соблюдать букву закона, она должна была уже давно получить.
В очередь на получение жилья выпускница Олонецкой школы-интерната встала 26 лет назад. И с тех пор, как “ребенок – сирота”, не теряет надежды получить вожделенные метры. Только вот с каждым годом эта надежда убывает.
Четыре года назад ее номер в очереди на получение жилья был 80-й. Сегодня она в списке 43-я. А это значит, и в этом году своего долгожданного жилья ей снова не дождаться – придется довольствоваться казенным, комнатой в «до мурашек» надоевшем общежитии.
В очередь на получение жилья Татьяна Кобец была поставлена в 1993 году. А в феврале 2009-го ее неожиданно исключили из списка. Городская администрация посчитала, что у нее и десятков других таких же, как она, сирот, отпали основания для внеочередного предоставления жилого помещения.
В списке «вычеркнутых» значится, что Татьяна Кобец проживает в двухкомнатной квартире жилой площадью 24,3 (!) квадратных метра с составом семьи 6 (!) человек.
До 16 лет я жила в интернате в Олонце. После выхода из него – в общежитии. Та квартира в микрорайоне Соломенное была закреплена за моей младшей сестрой. Я к ней не имела никакого отношения. Объяснить прописку в квартире матери, лишенной прав, не смогли даже в опеке. Никто не имел права меня прописывать туда. Я была молодая и не понимала, что к чему. А когда дочь родилась, мне надо было уже детские получать, поэтому я решила: есть прописка и хорошо, кто же знал, чем это обернется, – рассказала порталу «Карелия.Ньюс» Татьяна.
Татьяна долго судилась и только спустя 10 лет вернулась в очередь. Если в 2009 году она состояла в очереди под номером 34, то когда восстановилась, оказалась чуть не в самом конце, ее порядковый номер стал уже 88.
За годы тщетных ожиданий у Татьяны накопилась внушительная стопка ответов из официальных инстанций на ее обращения, а вот своей «крыши над головой» у сироты так и не появилось.
Куда только не обращалась она в поисках справедливости, даже Владимиру Путина писала – ответа от президента так и не дождалась!
Очередной ответ из Управления жилищного хозяйства администрации города Татьяна получила в августе этого года. Из него значится, что в настоящее время на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по Петрозаводскому городскому округу состоит 338 граждан, относящихся к категории детей-сирот, из которых 251 имеют право на предоставление жилых помещений в 2019 году, в том числе 57 имеют решение суда о предоставлении жилых помещений вне очереди.
На средства субвенции, предусмотренные в 2019 году правительством Республики Карелия Петрозаводскому городскому округу на обеспечение жильем детей-сирот, администрация Петрозаводского городского округа закупит всего 42 квартиры. Все приобретенные жилые помещения будут предоставлены детям-сиротам во исполнение соответствующих решений суда.
Вопрос о предоставлении жилого помещения Татьяне Кобец будет рассмотрен по мере приобретения городом жилых помещений, с учетом судебных решений, находящихся на принудительном исполнении в службе судебных приставов.
Это ведь бред какой-то! Квартиры детям-сиротам положены по закону. Почему я должна идти в суд и подтверждать это право?! Ведь в результате реализации этого права образуется вторая очередь, из сирот, имеющих на руках судебные решения. Абсурд, но благодаря судебному решению на руках те, кто встал в очередь раньше, оказываются далеко позади тех, кто подал в суд, – возмущается Татьяна Кобец.
В июне этого года проблему обеспечения жильем детей-сирот на пресс-конференции в службе судебных приставов поднимали и. о. главного судебного пристава Карелии Олег Гончаров и уполномоченный по правам ребенка Геннадий Сараев.
Они отметили, что при исполнении подобных судебных решений должники – Министерство социальной защиты Республики Карелия и Петрозаводский городской округ сталкиваются с рядом проблем, главные из которых – отсутствие финансовых возможностей, свободного жилого фонда для переселения, несоответствие имеющегося в наличии жилья санитарным и техническим требованиям.
Между тем проблема обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в Петрозаводске и столице республики продолжает оставаться острой, а количество нуждающихся в жилье неуклонно растет.
По информации администрации Петрозаводска, на 1 октября 2019 года в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит 336 человек. Некоторые, как и Татьяна Кобец, уже давно выросли, обзавелись своими семьями, детьми и все они, без исключения, ждут…
В 2017 году заключено 40 договоров найма специализированных жилых помещений для детей-сирот, в 2018 году – 32 договора, на текущую дату 2019 года – 29 договоров.
Что же касается всей Карелии…
В бюджете на 2019 год мы предусмотрели средства на обеспечение жилыми помещениями 102 детей-сирот. Предлагаю увеличить размер таких ассигнований и дополнительно предоставить в текущем году жилье еще 30 детям-сиротам, – сказал глава Карелии Артур Парфенчиков, выступая недавно в Законодательном собрании республики с отчетом о работе правительства в 2018 году.
Таким образом власти Карелии в 2019 году планируют обеспечить жильем чуть более 130 детей-сирот при очереди в 730 человек. У 132 из них есть на руках решение суда о предоставлении жилых помещений.
P.S. Отчаявшись ждать положенного по закону жилья, в конце октября Татьяна Кобец все-таки обратилась в суд с исковым заявлением о признании за ней права на внеочередное получение жилья. Суд иск удовлетворил. Истица была удивлена, когда в суде услышала от представителя ответчика – юриста администрации Петрозаводска, что она “даже не в курсе, что я стою в очереди детей-сирот”.
Комментарий Елены Пальцевой:
– Ситуация с предоставлением жилья детям-сиротам наглядно показывает неспособность государства справляться со своими социальными обязательствами. Ведь как должно быть, если следовать букве закона: сегодня ребёнок ночует в детском доме, а завтра – в своем жилье, предоставленном по договору специализированного найма.
То есть не должно быть периода съемных квартир, общежитий, вынужденного гостевания у друзей. На деле выходит, что положенного по закону жилья ждут годами.
Сократить время ожидания помогает обращение в суд, так как судебные решения исполняются в первую очередь. Здесь можно дать следующий совет: если вы в период ожидания вынуждены снимать жилье по договору коммерческого найма или аренды, то раз в год (но не реже раза в три года, чтобы уложиться в срок исковой давности) можно требовать через суд возмещения своих затрат на съем жилья с администрации. Потому что затраты на жилье в этом случае будут убытками гражданина.