В Министерстве экономического развития Карелии развеяли мифы об опасностях и сложностях в получении мер поддержки для инвесторов и представителей малого и среднего бизнеса.
Недавнее задержание фермера Ираиды Шалак из Олонецкого района потрясло многих. В прошлом году женщина воспользовалась государственными субсидиями. Начала развивать свое хозяйство. Однако следователи МВД заподозрили ее в создании мошеннической схемы получения этих средств. В соцсетях тут же заговорили о том, что государственные деньги лучше вовсе не брать. Дескать, это опасно, к тому же очень сложно – проблемы с документами, отчётностью и прочее.
На фоне этой истории, а также для разъяснения важного вопроса получения субсидий, портал «Карелия.Ньюс» поговорил с начальником отдела инвестиционной политики карельского Минэкономразвития Викторией Игашевой.
Мы также решили узнать мнения известных предпринимателей, которые тоже получили меры поддержки. Их немало. После многих лет тишины в Карелии в 2019 году зафиксирован значительный рост обращений представителей бизнеса за помощью в Минэкономразвития республики.
Самое главное – средства на это направление в республике есть. С 2018 года активно работают программы поддержки бизнеса. И если в 2018 году уже 36 карельских предприятий получили субсидии на компенсацию затрат, то в этом году их будет не менее 150 (в Минэкономразвития уже поступило 250 заявок). Год назад на это направление было потрачено чуть более 20 млн, в 2019 году – уже 127 миллионов рублей. Разница – в разы.
Самих субъектов малого и среднего предпринимательства также становится больше. Так, за четыре месяца 2019 года в республике зарегистрировано 352 предприятий, что в 1,8 раза больше, чем количество прекративших деятельность в связи с ликвидацией.
– Виктория Валерьевна, начнем с простого. Какие виды господдержки сегодня существуют в Карелии?
Направлений много. Для начала важно отметить, что есть региональная и федеральная поддержка. Региональная – это установление пониженных ставок по налогу на имущество в размере 0%. По налогу на прибыль пониженная ставка составляет 13,5%. Есть также федеральная помощь. Это нацпроекты. И это уже 500 млн рублей средств. Там список немаленький. Самый большой из проектов, пожалуй, создание технопарка на Южной Промзоне. На него выделяется 240 млн рублей.
Говоря о льготных кредитах, отмечу Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства, который по льготной ставке выдает средства. Например, под 3,75 (для предпринимателей, осуществляющих деятельность в моногородах) или 6 процентов годовых. По сравнению с банком это очень выгодно, согласитесь. Есть также Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (нацпроект), также готовый выделять значительные средства.
– С нацпроектами понятно. Расскажите про региональную поддержку.
– Здесь есть два направления – поддержка инвестпроектов и помощь малому и среднему бизнесу.
По инвестпроектам в части субсидирования речь идет о компенсации затрат по уплате процентов по кредитам, полученным для реализации инвестпроектов. В прошлом на такую меру поддержки было всего две заявки, в этом уже 12. Поддержано шесть инвестпроектов.
– А что значит – компенсация ставки? Часть процентов за предпринимателя платите вы?
– Да, это так. Подчеркну, что речь идет именно о компенсации процентной ставки по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов, причем не важно речь идет о ИП или ООО. Компенсируется ключевая ставка ЦБ плюс 2 процента. То есть если вы берете кредит под 10 процентов и ключевая ставка в этот момент была 7,75 процента, то 9,75 процента мы компенсируем. В этой ситуации фактически речь идет о беспроцентном кредите. В любом случае, даже если ставка выше, вы получаете дешевый кредит, лучше, чем в банке.
– Я слышал, что все не так просто, речь не идет о помощи в ходе реализации проекта, деньги выделяются уже после. То есть это не совсем субсидия, а скорее, компенсация.
– Отчасти так. Но все на самом деле не так сложно. Схема такая – бизнес несет затраты, исполняет обязанности по кредиту. А уже потом мы компенсирует часть процентов. Важно при этом, чтобы не было просроченной задолженности по кредитам. Это в любом случае хорошая поддержка. Полученные средства можно пустить на дальнейшее развитие.
– Как можно получить такую поддержку?
Для получения необходимо подать заявку в установленный срок. В прошлом году прием документов длился две недели, после увеличения числа обращений, мы начали принимать документы в течение 40 дней.
Это было про помощь инвесторам. Какие меры поддержки применяются в отношении малого и среднего предпринимательства?
Если в прошлом году таких мер было шесть с финансированием чуть более 20 млн рублей, которые достались 36 предпринимателям, то сейчас, в 2019 году, мер уже 14, а сумма финансирования выросла до 127 млн рублей. При этом подано свыше 250 заявок.
– Сколько предпринимателей из этих 250 получат субсидии?
По итогам первой заявочной компании таких предпринимателей будет около 110. Это уже серьезный рост, как вы видите по сравнению с прошлым годом.
Победители конкурса субсидий прошлого года. Сейчас уже будет значительно больше
– А какие меры поддержки? Вы сказали, что их теперь 14.
Это компенсация затрат. Например, на электроэнергию, подключение к сетям электро и водоснабжения, водоотведения. Также можно получить средства на компенсацию затрат на приобретение оборудования для производства пищевых продуктов, текстильных изделий, одежды, деревянных строительных конструкций и столярных изделий, производства мебели для офисов и предприятий торговли, резки, обработки и отделки камня. На создание объектов туристической отрасли, в том числе строительство гостевых домов и даже покупку спецтехники – снегоходов, квадроциклов, рафтов или байдарок. Субсидию можно получить, если вы производите товар с логотипом «Сделано в Карелии». Или занимаетесь ремесленничеством. В перечне из 14 пунктов также субсидии на компенсацию затрат на строительство и (или) реконструкцию зданий и сооружений, предназначенных для промышленного производства. Компенсировать мы можем и часть затрат по уплате лизинговых платежей.
– Я правильно понимаю, что можно купить, например, оборудование для производства пищевых продуктов, а потом компенсировать часть затрат на него?
– Правильно. Но я бы добавила, что можно сделать еще лучше: получить кредит в нашем Фонде содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства по льготной ставке и получить у нас компенсацию затрат на покупку такого оборудования. И такие случаи есть.
– А кто чаще других подает заявки на компенсацию затрат? Какие направления бизнеса наиболее активны?
– На самом деле, их много. Но я бы отметила представителей пищевой промышленности и туристической отрасли. Также активны производители изделий художественных промыслов, социальные предприниматели (парикмахерские, салоны красоты).
– Что может привести к отказу в получении субсидии. Какие главные опасности?
– Ключевое и самое важное требование для получения помощи – чтобы не было задолженности по уплате налогов. Именно налоговая задолженность – главная проблема. Даже копеечная. Для нас это основание отказать в субсидии. Самое печальное, что так порой и бывает – задолженность три копейки, и мы не можем помочь предпринимателю, не имеем право нарушить закон. И здесь неважно – три копейки или три миллиона. Также важно, чтобы бизнес был полностью легализован, чтобы под видом, например, туризма не осуществлялась иная деятельность. К тому же должно быть документальное подтверждение всех расходов. У многих предпринимателей с этим сложности.
– Есть ли риски для самого предпринимателя? На слуху история фермера Ираиды Шалак, которая оказалась за решеткой после получения субсидий.
– В ситуации с Ираидой Шалак, я считаю, должны разбираться уполномоченные на то структуры, я не могу дать оценку причин, по которым так произошло.
Могу лишь сказать, что предприниматель целиком и полностью должен соблюсти условия соглашения. Это, в частности, создание не менее одного рабочего места, увеличение уплачиваемых налогов, зарплата работников не менее прожиточного минимума. Я лично не вижу никакой опасности для предпринимателя, если он соблюдает закон и условия соглашения.
– Как вы считаете, сейчас уровень доверия бизнеса к таким видам поддержки растет?
– Растет. Это даже не мое мнение, это показывает статистика. Вы сами видите, сколько у нас сейчас заявок. Кроме того, мы постоянно ездим в районы, где рассказываем о такой поддержке. И, вы знаете, многие бизнесмены говорят нам, что не знали, что оказывается можно получить кредит не под 16, а под 6 процентов. Что можно компенсировать часть затрат. И так далее. Более того, у нас постоянный контакт с предпринимателями, которые уже получили помощь, или еще только подали заявку. Мы их «ведем» от и до получения мер поддержки. Благодаря такому подходу предприниматели охотно обращаются за помощью в министерство.
Наталья Попова, представитель предпринимателя Александра Лукьянова, руководитель отдела развития отеля «Саквояж» (ООО «Гостеприимство»):
В прошлом году мы подали заявку в Минэкономразвития на получении субсидии на компенсации затрат. Мы заявились на направление по гостевым домам и местам размещения.
На конкурсной основе мы должны были обосновать свои затраты в 2017 году. Средства были потрачены на ремонт гостиницы «Саквояж», которую мы купили на торгах, на обновление номерного фонда (на фото). Мы собрали и предъявили все документы за 2017 год. Подтвердили договорные отношения с турфирмами и агентами. Прошел конкурс, нашу заявку одобрили. Мы получили средства.
Нам выплатили 1,5 млн рублей. Соблюсти условия соглашения было не сложно. Зарплаты у нас выше прожиточного минимума, мы создаем рабочие места, увеличиваем налоги. Эти деньги нам очень пригодились, и мы снова в этом году подали заявку на такую же сумму. Надеемся на поддержку.
Отмечу, что Минэкономразвития занимает открытую позицию. Нам помогают во всем. Видно, что сотрудники министерства готовы содействовать в каждой мелочи. Такое открытое доброжелательное отношение подкупает. Любой предприниматель при такой открытости чиновников справится с этой задачей.
Григорий Щёголев (на фото), директор компании «Мама Карелия» (производство карельского чая, сладостей и варенья):
Мы уже второй раз подаем заявку на получение мер поддержки. В прошлом году мы получили субсидии на компенсацию части затрат на приобретение оборудования для чайного производства. Кроме того, компенсировали часть затрат на техприсоединение к электрическим сетям. Всего в прошлом году получили около миллиона рублей.
Сейчас подали новую заявку на компенсацию расходов по оплате электроэнергии и компенсацию процентов по лизингу. И снова надеемся получить сумму около миллиона.
Мы очень довольны взаимодействием с Минэкономразвития. Все чиновники открыты и всегда на связи. Номера мобильных телефонов министра Буренкова, заместитель премьер-министра Родионова и других чиновников у нас есть, все они готовы помогать.
Главная сложность всегда одна – технические задолженности перед налоговой. Мы звоним туда, нам говорят, что нет задолженности, выдают справку. А потом на стадии рассмотрения заявки выясняется, что висит какая-нибудь одна копейка. Так что это единственная реальная проблема. В остальном могу сказать, что мы очень довольны такими мерами поддержки, они реально помогают нашему бизнесу развиваться.