Эта история произошла в Карелии в День Победы, 9 мая. Закончилась ли она победой, мы не знаем.
Утром 9 мая в редакцию портала «Карелия.Ньюс» позвонили наши читатели, которые сообщили, что на трассе в Пряжинском районе, около деревни Крошнозеро, уже вторые сутки ходит маленький лосенок. Матери у него не было, вероятно, с ней могла произойти беда, хотя охота в это время на лосей запрещена. А может быть, она просто опасалась выйти к людям, которые окружили лосенка.
Мы связались с другом нашей редакции фотоохотником и по совместительству производственным охотинспектором Ильей Тиминым, который всегда приходит на помощь, если речь идет о спасении животных.
Вместе с другим охотинспектором Карельского общества охотников Сергеем Гойкиным они вскоре оказались на месте. Оба неоднократно пробовали дозвониться до государственного инспектора охотнадзора по Пряжинскому району Игоря Пономарева, но безрезультатно. Между тем, без его решения, то есть без разрешения Минприроды, нельзя предпринимать никаких действий с дикими животными, иначе можно попасть даже под уголовное дело.
На трассе тем временем уже собралось немало людей, многие из которых пытались помочь лосенку. Люди принесли молоко, не зная, что коровье молоко лосятам пить нельзя, нужно козье. Местные жители были готовы привезти козье молоко из ближайшей деревни. Сам же лосенок, увидев нового человека – сразу шел к нему и пытался забраться под куртку в поиске материнского соска.
Сергей Гойкин рассказал, что лосенка несколько раз уносили в лес по следам ушедшей в лес лосихи, но он возвращался. По самим следам непонятно – был один лосенок с лосихой или двое – грунт уже подсох и четкости следа нет. Далеко по следам никто не ходил, чтобы не спугнуть лосиху, если она осталась где-то рядом.
Люди отказывались оставить лосенка на обочине без присмотра. Были готовы забрать его в деревню или продолжить дежурство на трассе, до разрешения ситуации.
В это время мы позвонили в прошлом авторитетному карельскому охотоведу – Геннадию Тикке, – рассказывает порталу «Карелия.Ньюс» Илья Тимин. – Геннадий Николаевич подтвердил, что лучше всего отнести лосенка в лес. Возможно подальше. И порекомендовал задать вопрос доктору биологических наук Петру Данилову. Петр Иванович самый авторитетный и известный знаток охотничьих видов животных в Карелии.
Петр Иванович сказал, что надо нести в лес, хотя реальных шансов, что после двух суток его найдет лосиха – очень мало. Хоть она и будет искать малыша, голоса у нее в это время года почти нет, а значит шансы очень сомнительные. Также он добавил, что хорошо было бы пристроить его куда-нибудь, так как лоси в целом хорошо приживаются. Но отметил, что это решение исключительно прерогатива Минприроды. Законы в этой области предельно строгие и проблем будет не избежать.
Далее, по словам Ильи Тимина, были переговоры с разными ведомствами и организациями, чтобы понять, готовы ли они в случае согласия Минприроды принять лосенка. Но результата не было. Доходило до абсурда: местные жители предлагали забрать лосенка в ближайшую деревню и воспитывать вместе с коровами.
Госинспектор тем временем, по-прежнему трубку не брал. Лосенка положили на тент в тень кузова автомобиля, и дали сосать влажную тряпку. Он уснул.
И вот, наконец, Сергей Гойкин дозвонился до Игоря Пономарева.
Пономарев сходу стал угрожать штрафами за изъятие лося из природы, стал спрашивать, если у меня разрешение на добычу лося, хотя должен сам понимать, что сейчас запрещена охота на лося, – говорит Илья Тимин. – На предложение приехать на место стал задавать вопросы про то, какая у меня автомашина (модель и номер), какое у меня образование и угрожать, что сейчас приедут сотрудники ГИБДД и оформят на меня протокол за браконьерское изъятие лося из природы. А если я сам повезу лося куда-нибудь, то меня гарантировано остановят те же сотрудники ГИБДД и мне все равно не избежать наказания. И в приказном тоне сказал оставить лосенка прямо здесь на дороге, где он и был найден. Конструктивного разговора не получилось.
В результате мы сделали вывод, что Пономарев таким образом предостерегал нас от того, чтобы лосенка с этого места увозить. Мы решили, что подождем госохотиспектора, вдруг он приедет. Но он так и не приехал. Чуть позже, проезжающие мимо рыбаки поделились болотными сапогами. Мы решили отнести лосенка в этот раз подальше в лес на свежие следы лосихи. И отошли в сторону. Малыш встал, прислушался и медленно пошел в глубь леса. До заката мы дежурили на ближайшем участке дороги и убедились, что лосенок больше не выходит на дорогу. Надеемся, что его мать жива, и он все же выжил.
Что же делать, если вы встретите маленького лесного жителя на оживленной автомобильной трассе? По словам Ильи Тимина, в идеале постараться избежать контакта, не трогать его. В нашем случае, возможно, лосиха, потеряв лосенка сутки назад, нашла бы его быстрее, но боялась выйти к людям, которые ухаживали за животным. И еще важно: позвонить в полицию, они как правило реагируют быстрее и всегда находятся на связи. И терпеливо ждать приезда государственных представителей, не прикасаясь к животному, чтобы мать, если она жива, не испугалась новых запахов.
Фото Ильи Тимина