«Будем добиваться запрета на садки на нашем озере». Жители деревни через суд борются с форелеводами

Фото группы “Экологическая справедливость”

Интересный судебный процесс начался вчера в Верховном суде Карелии. Истцом выступает жительница карельской деревни Войница, расположенной в Калевальском района на озере Верхнее Куйтто, Ксения Рышкевич. Ответчик – Минсельхоз Карелии, который согласовал выделение двух участков для форелевой фермы. Местная жительница добивается отмены приказа ведомства о формировании двух рыбоводных участков на озере Верхнее Куйтто. В своем лице она представляет актив деревни Войница. 

Ранее наш портал уже писал о том, что жители этой деревни выступили категорически против размещения рядом с их деревней садков компанией «КС Групп». Причина простая – появление форелевого хозяйства грозит серьезными экологическими проблемами. Участки для разведения согласовал Минсельхоз Карелии и якобы поддержали местные жители. Кроме того, есть согласие местных властей и заключение и.о. директора Северного научно-исследовательского института рыбного хозяйства ПетрГУ Вячеслава Широкова.

Ксения Рышкевич, а вместе с ней и местные жители, полагают, что протокол собрания местных жителей, в котором собрано 65 подписей за открытие хозяйства, был сфальсифицирован. Об этом идет другой судебный процесс в Костомукше. 



У нас в деревне постоянно проживает 28 человек. По тому протоколу в собрании участвовало всего 13 человек, а подписей почему-то собрано 64-65. Непонятна была методика опроса. Подписи ставили все, кто хотел – и гости, и дачники, и те, кто мимо проезжал. Кого-то, по моей информации, ввели в заблуждение, сказав, что хозяйство появится не рядом с деревней, – рассказывает порталу «Карелия.Ньюс» Ксения. 

Вызывает у жителей деревни вопросы и документ за подписью того самого Вячеслава Широкова. 

Ни номера, ни даты, ни списка составителей у документа нет. Это заключение даже не научное. Но тем не менее, Минсельхоз и ПетрГУ представляют его как научный документ. А министр сельского и рыбного хозяйства Владимир Лабинов привел его в качестве доказательства обоснованности появления садков, – удивляется Ксения. 

Верхнее Куйтто. Фото группы “Экологическая справедливость”

В этом заключении говорится, что «гидрологические условия заявленных под форелевые садковые хозяйства рыбоводных участков на озере Верхнее Куйто позволяют проводить выращивание 450 тонн двухлеток-двухгодовиков форели на первом рыбоводном участке на двух модулях и 1000 тонн трехлеток товарной форели на втором рыбоводном участке на четырех модулях без ущерба для окружающей водной среды». 

При этом местные жители приводят другой документ 2011 года, опубликованный на сайте Минсельхоза. Это отчет по теме «Подготовка научно-обоснованной схемы рационального и эффективного размещения объектов экономической деятельности на водоёмах Республики Карелия», подписанный 17 учеными во главе с директором Института биологии КарНЦ РАН д.б.н. О.П. Стерлиговой. В данном отчете сказано, что «предельные объемы выращивания форели в садках» на акватории всего Верхнего Куйтто (на все 198 кв. км) составляют 800 тонн в год.

Таким образом, даже существующие хозяйства на этом озере уже не вписываются в эти нормы, что и говорить про новые два участка, которые планируется выделить форелеводам около Войницы. 

Те самые два участка. Фото группы “Экологическая справедливость”

На первом судебном заседании стала понятна хронология событий. Форелеводы сначала сами пробовали заручиться поддержкой населения, но у них это не вышло. Тогда им на помощь пришли местные власти, которые инициировали процедуру формирования участков и соорудили правдой и, возможно, неправдой тот самый протокол с 65 подписями. 

У судьи было очень много вопросов и по этих документам, и по доводам Минсельхоза. Я очень надеюсь, что наша позиция судом будет услышана. Для начала мы хотим, чтобы отменили разрешения на эти два участка. Потом будем подавать везде, чтобы запретили на нашем озере разводить форель, – говорит Ксения Рышкевич. 

Следующее судебное заседание состоится 17 апреля. На него, в частности, вызван Вячеслав Широков. 

Напомним, что конфликт форелеводов, местных властей и населения, не единственный в Карелии. Недавно наш портал опубликовал расследование о похожей ситуации на озере Сяргозере. Мы также публиковали информацию о конфликте местного населения и форелеводов на озере Сандал.  

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять