Глава Петрозаводска Ирина Мирошник все-таки решила не проводить регулярные встречи с карельскими журналистами.
Когда летом 2018 года руководитель города отменила планерки с представителями СМИ, журналисты предположили, что это связано с летними каникулами и отпусками. Однако осенью планерки не возобновились. Как оказалось, Ирина Мирошник попросту отказалась от пресс-конференций и больше не намерена отвечать на вопросы журналистов вживую, то есть за круглым столом.
По словам Ирины Мирошник, такой формат общения с прессой ей поначалу нравился. В течение часа представители СМИ задавали вопросы. Была возможность оперативного реагирования. Однако потом, по словам градоначальницы, ситуация стала меняться.
Допускаю, что журналисты привыкли к такому формату, привыкли ко мне, куда-то пропала рабочая обстановка, мало стало вопросов по существу. Мне показалось, что журналисты стали задавать вопросы не по адресу, или и вовсе провокационного характера. Мне стало некомфортно такое общение, а главное – оно превратилось в пустую трату моего времени, – сказала тогда глава города.
Позднее по просьбе Союза журналистов Карелии она заявила, что в 2019 году возобновит регулярные встречи, чтобы, так сказать, ее не считали закрытым руководителем.
Но не тут-то было. Подумав хорошенько, Мирошник уже в январе окончательно заявила, что встреч все-таки не будет. В то же время заверила, что готова отвечать на вопросы журналистов тет-а-тет. Как она объяснила свое решение порталу «Карелия.Ньюс», речь не идет о закрытости.
Индивидуальный формат общения с журналистами для меня удобнее. Я ни одному журналистку не отказываю в комментариях и готова отвечать на вопросы и дальше. Я не прячусь от СМИ. Однако для меня имеет значение качество такого общения. Когда оно идет без регламента, без правил, меня не устраивает конечный результат. При таком формате взаимодействия он неудовлетворительный. Часто идет искажение информации. Говоришь одно, а пишут другое, – объяснила свою позицию Мирошник.
Призналась глава города и в том, что ей самой бывает некомфортно на таких встречах. В то же время она категорически отрицает, что попросту побаивается острых и неудобных вопросов, которые часто задают на таких встречах.
Побаиваюсь – не то слово. Повторюсь – мне важен конечный результат. Но да, признаюсь, я вдумчивый человек, бывает сложно сосредоточиться. К тому же в общение тет-а-тет другой стороне неудобно вести себя некорректно, – признается Мирошник.
По мнению председателя Союза журналистов Карелии Евгения Белянчикова, решение отменить пресс-конференции с журналистами, действительно, не вопрос закрытости мэрии и лично Ирины Мирошник.
– Журналисты вряд ли могут упрекнуть администрацию города в умалчивании информации. Здесь вопрос, скорее, в личной неуверенности главы города общаться с группой журналистов, которые действительно нередко задают неожиданные и ставящие Ирину Юрьевну в тупик вопросы. Например, просят ее прокомментировать какой-то популярный фильм или высказать мнение о чем-то, что не находится в ее компетенции. Ей такие вопросы кажутся неуместными, она не знает, как на них отвечать, теряется, в итоге говорит не совсем уместные слова, которые в итоге превращаются в малоприятные для нее заметки. По-человечески ее желание избежать конфузов понять можно. Но мне кажется, что чиновник уровня главы города должен уметь отвечать на все вопросы, даже самые неудобные и нелепые. Это находится в рамках компетенции руководителя уровня мэра. В конце концов, если вопрос кажется неудобным, никто не мешает сказать пресловутое «Без комментариев». Решение отменить встречи – не признак закрытости, это признак слабости Ирины Мирошник в прямых дебатах, страх сказать что-нибудь не то, – высказал мнение Белянчиков.
Совет от городских художников для Ирины Мирошник
Отметим, что глава города не позволяет свободные высказывания не только себе, но и своим подчиненным. Подтверждением этих слов могут служить недавние изменения в Кодексе этики и служебного поведения руководителей муниципальных учреждений и предприятий, которые Ирина Мирошник подписала в ноябре прошлого года. Теперь руководители учреждений лишены права без согласования с работодателем, то есть мэрией, свободно общаться с журналистами. По мнению Ирины Мирошник, в мэрии должны знать о любом обращении журналистов не только к сотрудникам администрации, но и к руководителям муниципальных учреждений.
Нам не хочется, чтобы мы выглядели непрофессионально. Я понимаю, что для людей хоть глава города, хоть начальник отдела – это власть. А потому нам важно, чтобы информация была полной, достоверной, актуальной. Так что я забочусь об имидже городской власти, в том числе, чтобы мои подчиненные чушь всякую не несли, – сказала Ирина Мирошник.
Кроме того, она и тогда заверила, что ее подчиненные обязаны отвечать на вопросы журналистов, правда, с согласования с мэрией.
– Информационная политика Ирины Мирошник строится не на прямой закрытости власти от СМИ, ее нет, – делает вывод председатель Союза журналистов Карелии Евгений Белянчиков. – Мобильный номер главы города известен многим журналистам. Эта политика строится на четком контроле за каждым словом, которое произносится муниципальными чиновниками, в том числе главой города. И в этом смысле включается косвенная закрытость. То есть чиновник, сама глава города часто не могут произнести то, что на самом деле думают. Они обязаны следовать некой общей установке, фактически говорить не от себя лично, а от пресс-службы. Журналистам и обществу, напротив, интересно услышать мнение именно конкретного чиновника. Получается, что Ирина Мирошник своими решениями ввела цензуру не для СМИ, а для себя самой и своих подчиненных. То есть самоцензуру. И это уж точно не отвечает принципам свободы слова и критериям нормального демократического общества.