Вторая часть большого интервью с Ириной Мирошник. В ней о новых дорогах, освещении и ливневой канализации, о том, почему запрещает митинги и борется с уличной торговлей, что ей говорят горожане в магазинах, что загадала бы на Новый год.
Первая часть ЗДЕСЬ.
– Ирина Юрьевна, предлагаю перейти к городским вопросам. Начнем с дорог. Каждый год – латание дыр. В этом году то же самое. В 2019 году снова ямочный ремонт?
– Нет. Я понимаю, что латание дыр – не решение проблем. И я рада, что сейчас мы попали в программу «Безопасный Петрозаводск». За два года нам выделят приличную сумму – 700 млн рублей на капитальный ремонт дорог. Сейчас готовим техзадание. 2018 год получился интенсивным в плане проектирования. А 2019 и 2020 года будут связаны не только с ремонтом, но и со строительством новых дорог, чего не было давно.
– Что это за дороги, и на какие средства?
– Средства дает Федеральная целевая программа к 100-летию Карелии. Из 5,4 млрд рублей 700-800 млн уйдут на региональные дороги, остальное останется в городе. Там есть на самом деле грандиозные для Петрозаводска дорожные проекты. Их сразу пять. В том числе новый проект соединения Древлянки и улицы Достоевского через Халтурина с тоннелем под железной дорогой. Уникальный проект. Продление Комсомольского проспекта и улицы Университетской. А также – проезд Тидена в ТИЗ-Усадьбы и строительство улицы Хейкконена. А то улица на карте, вроде бы есть, с детскими садами, школой и бассейном, а дороги нет. То есть сразу пять новых магистралей, а ведь еще есть те, где будет сделан полноценный капремонт. Так что 2019 и 2020 годы будут в плане дорог очень оптимистичными.
– Почему старинный проект соединения улицы Куйбышева и набережной Варкауса вылетел из всех проектов?
– Он не вылетел. Мы сейчас готовим документацию. В 2019 году будет проектирование этой дороги. Будет проект, будет возможна и корректировка ФЦП.
– Оптимизм только с дорогами?
– Вовсе нет. Два года назад я бы сказала, что Петрозаводск живет в режиме функционирования. Развития не было. Сейчас вижу, что ситуация меняется. Например, мы покупаем два садика, строим три, новую школу возводим на Древлянке, надеюсь, построим вторую очередь ледового центра «Луми» с открытым катком, появится новый онкологический центр.
– Это тоже федеральные средства?
– Да. У самого города ресурсов мало. Имущество по 159-му закону практически все приватизировано. Петрозаводск – не сырьевой и не промышленный центр. Поэтому приходится надеяться на помощь извне.
Фото пресс-центра администрации Петрозаводска
– Еще один гвоздь – освещение. Годами говорим о том, что в городе темно, а смена фонарей только ухудшила ситуацию.
– Согласна. Я крайне недовольна энергосервисным контрактом с петербургской компанией «БалтЭнергоЭффект» (в его рамках, напомним, большая часть уличных светильников была заменена на энергосберегающие светодиоды, а город в течение нескольких лет должен будет заплатить 285 млн рублей этой компании, – прим. ред.). Главная сложность – мы не хотим платить по этому контракту за то, что экономия при замене ламп достигнута путем ухудшения качества освещения. Если мы выигрываем суд, то ситуация изменится. А пока мы даже лампу меняем по крайне долгой процедуре, иначе будет нарушен контракт. Так и бьемся. Вся надежда на суд.
– Ливневая канализация. Без шансов?
– Нельзя так сказать. Мы вот думали недавно, что новую школу никогда не начнем строить, а вот начинаем. Так и здесь. Идут переговоры с НЕФКО (международная финансовая организация), которые делали нам канализационно-очистные сооружения (КОС). В перспективе завершение строительства КОС, в которое входят часть ливневой канализации. К тому же частями ливневка будет строиться и меняться вместе с новыми жилыми кварталами.
– А такие планируются?
– Да. Мы на Зареке и в районе Октябрьского проспекта снесли 66 аварийных домов. А теперь признали таковыми еще 400. И все они тоже будут снесены. На их месте и появятся новые комплексные районы. Тут и «Карелстроймеханизация» претендует и другие компании. В этих местах будут меняться и сети, и ливневка. Это, я считаю, определенный прорыв в решении проблемы.
– Кстати, о сносе. В Петрозаводске есть минимум два знаковых объекта, которые давно уже обещали снести. Есть даже решения судов. Это Биг-Бен на площади Гагарина и Невский Пассаж на Невского.
– Насколько я знаю, сейчас по «Невскому пассажу» работают эксперты центрального аппарата Службы судебных приставов. Моя позиция солидарна с позицией жителей этого дома – объект должен быть снесен. Мы в свое время опросили всех жителей. Это позиция всего дома, а не группы лиц, как нас пытаются убедить сторонники сохранения объекта. Тут нет компромисса.
Фото Петрозаводск говорит
Что касается Биг-Бена, то в январе мы его точно снесем. Все работы будут проведены за счет компании «Карелстроймеханизация», город не потратит ни рубля. Сейчас появилась еще одна причина для его сноса, помимо того судебного решения. Есть угроза обрушения. На монументе образовались трещины. Там основа металлическая, отделка каменная. Из-за перепадов температур конструкция пошла трещинами. Специалисты провели обследование памятника и подтвердили, что он небезопасен. Был составлен акт, который подтверждает угрозу его обрушения. Биг-Бен разберут и увезут на ответственное хранение на предприятие «Городской транспорт».
Мы это обязаны сделать по закону, вдруг объявится его собственник. К тому же этот вопрос по безопасности. Место, где сейчас стоит Биг-Бен, будет облагорожено. Что касается ландшафтной композиции, появление которой планировалось здесь, в настоящее время мы занимаемся поиском благотворителей. В любом случае, никак высоких памятников здесь больше не будет. На площади Гагарина есть одна вертикаль – шпиль вокзала. Другой быть не должно. Таково мнение архитекторов.
– Здесь вы говорите про мнение архитекторов, а сами берете и сокращаете должность главного архитектора. Очевидно, что для города это проблема.
Не проблема. Зато мы ушли от многих проблем, связанных с его присутствием. Успокаиваешься, что он есть, а потом возникают недостойные ситуации, как, например, согласование ларька на проспекте Ленина. Я считаю, что на центральном проспекте не должно быть ларьков. А мне владельцы киосков говорят, что они там с 1990-х. При этом арендная плата 700 рублей в месяц. Зачем это городу? Но вот мы приезжаем в Санкт-Петербург и не видим там на Невском ларьков. Потому что это центральный проспект. Я бы хотела, чтобы и центр Петрозаводска был свободен от таких сооружений. На городских проспектах и площадях, считаю, ларьков быть не должно.
Фото Игоря Подгорного
– А что с мелкой уличной торговлей? С бабушками этими, с продавцами грибов и ягод.
– Мы конкретно с бабушками не воюем, а боремся с уличными торговцами, которые разводят антисанитарию, оставляет мусор, ящики, доски. Думали, построить павильоны, на Древлянке, например. Но эти точки займут точно не бабушки с цветами. А зачем нам для оптовых продавцов рыбы, например, это делать? Так что этот вопрос сейчас в процессе принятия оптимального решения, которого еще нет.
– Не могу не спросить про митинги. Вот с ними вы точно воюете, точнее, в духе государственной политики не согласовываете их проведение. Придумываете смешные дублирующие мероприятия в этом же месте, в это же время.
– Мы их не запрещаем. Они проводятся.
Несогласованная акция на площади Кирова. Фото Петрозаводск говорит
– Вы их разрешаете там, где нет людей – в Соломенном, в пойме Лососинки, подальше от центра. При этом, например, площадь Кирова уже лишена статуса гайд-парка, где можно без согласования проводить акции протеста. Вам не кажется, что если дать людям выпустить пар, высказать свое недовольство, то напряжения было бы меньше?
– Что касается узаконенных гайд-парков, то это утверждено решением правительства. Но я бы хотела сказать, что легче всего здесь увидеть политические подтексты. А я бы подняла вопрос безопасности таких мероприятий. Город должен ее обеспечить, а не те, кто проводит. Вот, например, коммунисты решили пройти по Карла Маркса, а мы должны перекрыть улицы большегрузами, организовать безопасность акции. Это связано со значительными затратами. Мне говорят, что если эти акции не согласовать, то скажут, что мэрия ограничивает свободу. Но это не так. Акции проходят, мы действуем строго в рамках законодательства.
– Это ответ чиновника. Ответьте честно. Например, что есть установка не давать сторонникам Навального и всем, кто недоволен государственной политикой, проводить акции протеста.
– Я скажу, что паранойи в этом вопросе у нас точно нет. Мы действуем строго по закону.
– С митингами понятно. Расскажите, зачем в Петрозаводске приняли бездефицитный бюджет, впервые за много лет. Очевидно ведь, что денег мало в городе, какой уж тут профицит? В республике та же ситуация – тоже бездефицитный бюджет. Но там объяснили, что это надо было сделать, чтобы попасть в федеральные программы и избежать проблем с Минфином. В городе та же история?
Фото пресс-центра администрации Петрозаводска
– Это одна из причин. Плюс там есть ограничения по муниципальному долгу. Это не потому, что у нас избыток денег.
– Если бы в Петрозаводске действительно было много денег и доходы значительно превышали расходы, куда бы вы потратили средства? Скажу проще: назовите три самые главные проблемы города, которые по новогоднему волшебству вдруг завтра решатся.
Первое – полное расселение аварийного жилья, предоставление жилья для сирот и всех нуждающихся. Второе – полноценный ремонт всех дорог с заменой ливневой канализации. Третье – строительство современных школ, садов и поликлиник.
– Мы уже к новогодней теме плавно перешли. Я недавно приехал из Салехарда, это Ямало-Ненецкий округ. Город северный, холодный, но очень красивый. И прекрасно украшен к Новому году. Похожая ситуация и во многих других городах. Петрозаводск же всегда, как Золушка до бала. Елку поздно опять же начали собирать. Почему так?
– Я бы здесь не согласилась. Мы сейчас увеличили количество световых растяжек, консолей, по проспекту Ленина, появились новые украшения, звездочки. Заменяем не только в центре.
Фото Игоря Подгорного:
Впервые начали украшать отдаленные районы. Лесной проспект, улица Ровио – обратите внимание, там сейчас красивые световые решения. Будем и другие районы украшать. А вот по новогодней елке согласна, поздно установили, ответственные уже получили взыскание. Но я бы не сказала, что Петрозаводск подходит к Новому году некрасивым. Мы идем в 2019 год с хорошим настроением.
– А вы лично с каким настроением входите в год? Три года у руля. Довольны ли своей работой или ждете скорее, когда закончится эта работа?
– Я иду с хорошим настроением, но ставить себе оценки некорректно. Я перфекционист по натуре и никогда не поставлю себе хорошую оценку. В то же время я точно знаю, что по самоотдаче у меня к себе претензий нет. И то, что я стараюсь на благо города и горожан, в этом тоже могу заверить.
Фото пресс-центра администрации Петрозаводска
– А что вам люди говорят на улицах, в магазинах? Не ругают? Вы ведь наверняка выходите, так сказать, в народ.
– Конечно. Я часто хожу пешком, в магазины тоже. Не ругают. За три года было пару раз, наверное, чтобы кто-то что-то на улице сказал плохое. Люди здороваются, но не часто в разговоры вступают. Северный менталитет, наверное.
– Что пожелаете горожанам в 2019 году?
– Пожелаю личного счастья и благополучия. Задача городской власти – заботиться о городе, делать так, чтобы жизнь в Петрозаводске была комфортной. Но как важно, чтобы у людей, в их семьях тоже все было хорошо. Ведь если в семьях горожан все хорошо, значит, в городе живут счастливые люди. Значит, и сам город преображается. Вот личного счастья я и хочу пожелать жителям. А мы, в администрации, будем очень стараться все вместе делать наш город красивым, современным и комфортным для проживания петрозаводчан.