Фото Игоря Подгорного
Вопрос вреда и пользы форелеводства в Карелии обсуждали в передаче «За городом» на канале ГТРК-Карелии (о форелеводстве с 7-ой минуты). Позицию населения и общественников представлял председатель Союза журналистов Карелии, член «Карельского клуба рыбаков», редактор портала «Карелия.Ньюс» Евгений Белянчиков. От лица власти выступил начальник управления рыбного хозяйства карельского Минсельхоза Игорь Пепеляев.
По словам Белянчикова, планы правительства Карелии по наращиванию объемов выращивания форели в республике до 35 тысяч тонн в год (сейчас около 20) могут привести к экологической катастрофе на водоемах республики.
«Форелевые хозяйства, которые приходят на водоем; которые появляются около населенных пунктов – как правило, это удар по экологии серьезный очень. Это ухудшение воды. Это продукты жизнедеятельности рыбы, корм и все, что приносит форелеводческое хозяйство,- оно там, как правило, остается», – считает журналист.
При этом, по его мнению, голос людей здесь власть не слышит. В качестве примера он привел ситуацию на карельском озере Сяргозере в Медвежьегорском районе, где пять лет назад обосновались форелеводы. Люди уверены, что рыбоводы загрязняют их небольшой водоем, заявляют об ухудшении качества воды, о незаконных могильниках и даже о мертвой рыбе, которая стала гибнуть в водоеме.
Местные жители провели сход, написали множество обращений в органы власти и проверяющие органы, однако реакции властей и проверяющих организаций не было. Местные жители получили отписки. Только одно ведомство провело проверку и выявило нарушения. Правда, форелеводы отделались предупреждением. Местные жители полагают, что их водоем ждет экологическая катастрофа, после которой форелеводы уйдут загрязнять другие озера.
Смотрите о теме форелеводства с 7-ой минуты:
Начальник управления рыбного хозяйства Игорь Пепеляев выразил мнение, что точечные нарушения действительно бывают, но в целом Карелия все равно может выращивать до 35 тысяч тонн без ущерба для экологии. При этом, по его мнению, в Карелии действительно мало водоемов, где можно без ущерба для экологии разводить форель.
Во временной формат программы не вошла дискуссия о том, как работают форелеводы в Финляндии. Евгений Белянчиков вспомнил, что в соседней стране тоже проходили опыт загрязнения форелевыми хозяйствами внутренних водоемов. Когда финны поняли, что вредят сами себе, были приняты суровые экологические законы. В итоге до 80 процентов всех хозяйств перебрались на море, которое способно переварить ущерб от них.
Игорь Пепеляев в ответ заметил, что в Карелии есть только Белое море и пока опыт работы на нем недостаточный. При этом он признал, что вся Финляндия выращивает не более 12 тысяч тонн форели.
По мнению Белянчикова, форелеводство в Карелии важно для экономики, как лес и камень, которые также наносят удар по экологии, однако очень важно в погоне за экономическими выгодами не забывать о туризме и рыболовстве.
«Моя позиция простая – нужно развивать рыболовство, а рыбоводство минимизировать. У нас убиты такие виды как лосось, сиг, палия, кумжа. Скоро та же участь ждет судака. Ими надо зарыблять водоемы, развивать туризм и рыбалку. Форель же выращенная уходит из региона, мы в этой отрасли как сырьевой придаток. Нам остаются только грязные водоемы. Знаю это как рыбак. Там, где работают форелеводы, лучше воду не пить»,- объяснил Евгений Белянчиков.