Не убивайте детей безопасностью, лучше дайте им сломать ногу. Блог редактора

Трагедия в Кемерово подняла новую волну разговоров про безопасность. Безопасность еще до Кемерова стала неким фетишем и новым трендом после патриотизма. Даже обогнала его, превратившись в едва ли не главную ценность современного россиянина. Правда, как и в случае с патриотизмом, в несколько извращенной форме. 

У кого-то сохранилось здоровое представление о безопасности, у кого-то развилась паранойя на этот счет. Для многих теперь полет на самолете, поход в кино, поездка в авто без подушек безопасности, участие в массовом мероприятии – стали рисковыми опасными событиями. Не дай бог что… 

Любая сумка, любой пакет – обязательно бомба, любой приезжий – обязательно террорист. Нас проверяют везде – на вокзалах, на улицах, перед входом в детский сад или на митинг. Все ради нас, говорят нам. И мы вторим – ради нас. 

Причины того, что семя безопасности уподобилось бобовому зернышку из сказки, понятны. Причин этих на самом деле, как мне кажется, две. Первая – в нашем жестоком мире действительно происходит много страшных событий, в которых погибают и страдают люди. Взрывы в метро, теракты, падения самолетов, аварии, обрушения зданий, убийства, изнасилования и так далее. Чем больше таких событий, тем меньше чувство защищенности. Тем больше страх за свою жизнь и жизнь близких.

Мы каждый день варимся в этой чернухе событий и понимаем, что вот ведь они, рядом происходят. А значит, надо подумать о ней, этой самой безопасности. 



Вторая причина, как мне кажется, искусственное нагнетание и взращивание этого культа. В СМИ, с экранов ТВ, из уст чиновников, спасателей. Его также взращивают, как и агрессию ко всему миру. Нас каждый день убеждают в том, что мы живем в опасном мире, где с тобой может случиться все что угодно в любую минуту, и ты непременно должен быть к этому готов. А иначе все – смерть. На днях вот по госканалу на полном серьезе показали, какие продукты покупать и запасать на случай войны. По госканалу! 

Или эти постоянные запреты – то вино грузинское опасно, то шпроты латвийские, то, вообще, белорусское молоко. Все у нас опасно, куда ни шагни, что ни сделай, что ни съешь. 

Политика государства сегодня такая у нас – вокруг враги, нас хотят убить, отравить, взорвать и скормить крокодилам. А потому покупайте бронежилеты и защитные маски. Никуда не ходим, никуда не ездим, всех и всего боимся.  

То и дело на форумах, в соцсетях и в комментариях возникают споры – где она эта граница безопасности. Свежий пример – семь объектов в Карелии признаны опасными для жизни граждан. Среди них четыре батутных центра и три торговых. В любую минуту там может случиться страшное, сказали нам. И вот уже и мы сами начинаем говорить – закрыть их все, там опасно. А батуты и вовсе запретить, ведь там к тому же все всегда ломают ноги и руки. 

И ничего, что все они, эти центры, годами работали, радовали нас, что все мы туда ходили и не думали об этой проклятой безопасности. Точнее, думали, но в пределах здравого смысла. Дескать, не прыгай, доченька, с той поролоновой башни головой вниз, слушайся тренера. 

А вот сейчас все они вдруг зло. Центры закрыть, руководителей посадить.

Зимой мы праздновали день рождения дочери в одном из этих батутных центров Петрозаводска. Более ярких впечатлений для ребенка я не видел в последнее время. Дикий восторг и щенячья радость. И ничего никто из ребят там не сломал. А в прошлом году моя дочь сломала руку на детской площадке, упала с небольшой перекладины. В батутнике не сломала, а на площадке сломала. Может, и площадки запретить? И дороги, ведь там сбивают людей, и лошадей, с которых можно упасть, и мороженое, от которого можно охрипнуть. 

Вам не кажется, что мы все больше и больше превращаемся в премудрых пескарей? Все больше и больше уходим из реального мира в виртуальный, в проклятый мир гаджетов. 

Я не хочу такой жизни для своего ребенка. Я беру ее с собой на рыбалки, в лес, я разрешаю ей рулить лодкой на небольшой скорости, мне приятно, что она больше не боится комаров. Мы доплываем с ней до буйков летом в море. Я разрешаю ей бегать и прыгать там, где она может упасть. Не по краю обрыва, конечно, но по краю канавы запросто. Упадет, промокнет, ничего страшного. Это жизнь, это детство. 

Я рос на Древлянке, когда она строилась. Мы ползали по стройкам, нас могло пришибить, конечно. Но не пришибло. Мы носились по гаражам, играли в ляпы, любимая игра была. Рубились «в попа», швыряя длинные палки по банкам, и поливали друг друга грязной водой из самодельных брызгалок. Тысячу раз могли поранить друг друга. 

А одно из самых ярких воспоминании уличной жизни – заплывы на деревянных плотах по искусственному водоему в котловане, который был на месте того самого торгового центра «Столица», который сейчас хотят закрыть из-за проблем с безопасностью. Это было настоящее детство. Совершенно небезопасное. Но это была настоящая жизнь, а не та виртуальная ерунда, которой сегодня страдают наши дети, сидя в своих планшетах. 

Мы ведь сами не задумываемся, что убиваем детство наших сыновей и дочерей излишней заботой, учим их бояться и всего опасаться. Безопасность должна быть, непременно должна быть, но и превращать детей и самих себя в премудрых пескарей, наверное, тоже не стоит. 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять