Стоял сегодня в луже (в море) перед перекрестком Вольной и Кирова. И наблюдал, как люди пытаются пройти по тротуару мимо молокозавода. Почтенного вида пожилой человек дойдя до края нескончаемой лужи задумчиво поворачивает обратно. Ибо лодочника не видно, а в плавь не перебраться.
О состоянии дорог и ливневой канализации пишут каждый год. Критикуют на всех уровнях. Но дела обстоят хуже год от года. У меня ощущение, что еще никогда Петрозаводск не был таким мерзким. По улицам несутся потоки грязи, по лужам прыгают бедные горожане, обливаемые брызгами машин, проваливающихся в страшные ямы. Есть вообще непроходимые места. Например, мост с гордым названием «Советский» (от ул. Правды до пл. Кирова, кто не знает). Он несет в своем имени весь груз прожитых со времен социализма лет. И в связи с этим он непроходим полностью. Все желающие перебраться пешком на другой берег Лососинки дружно месят грязь, пробираясь к площади Кирова и обратно через Зарецко-Комсомольско-Городопобратимский сквер-парк-аллею. А проезжая по Лобановскому мосту (Мерецкова-Антикайнена) я каждый раз с ужасом замираю. Ибо в его дырах уже даже лужи не собираются. Они протекают все вниз. А это значит, что дыры на мосту СКВОЗНЫЕ! И сразу вспоминаются постапокалиптические фильмы, где обязательно мосты куда-нибудь проваливаются… вместе с машинами и пассажирами…
Из всего этого хаоса явно проступают три вечные важные городские проблемы: дороги-асфальт, лужи-ливневка, грязь.
Про дороги-асфальт нам все губернатор рассказал. Кто виноват и что делать, как подрядчика выбирать и заранее на него в прокуратуру и арбитраж заявление подавать. Рассуждать про хитрости и неполноценности 44 ФЗ не буду. Немного не в моей компетенции. А вот лужи-то откуда? А про это все нам в мэрии рассказали. Лужи, являясь водой, происходят из снега. Который рано или поздно все равно растает. То есть если снег вовремя убирать, луж будет меньше? Но на этот сложный технический вопрос пока ученые не могут дать ответ.
А ливневая канализация, которая должна принять на себя удар водной стихии или еще не работает или уже не работает. Одно из двух. В прошлом году, когда Петрозаводск проплывал мимо Петрозаводска, прокуратура интересовалась – а куда, собственно, должны попадать уличные воды. Но, похоже, ответ утонул вместе с вопросом в тех же водах. Так и поныне – победитель городского конкурса на самую ненужную фигню в городе – люк ливневой канализации.
И осталась грязь. Вечная, неисчезающая, жирная, черная, грязная грязь. Конечно через месяц она превратится в пыль и местные робокопы начнут выметать ее, поднимая облака антиаллергической экологически чистой пыли.
Нот откуда же она берется, эта грязь? Не мы же с вами выносим ее из своих домов на обуви и пачкаем кристально чистый снег. Откуда?
А ответ стар, как основы марксизма-ленинизма. Газоны. Это некогда зеленые островки, экологические оазисы, которые должны радовать взгляд горожан и в результате фототсинтеза выделять в нашу северную атмосферу чистейший кислород.
Но подскажите мне – кто последний раз видел хоть один приличный газон в Петрозаводске? Ну кроме клумбы у МВД Карелии и цветника на Андропова у одноименного памятника. Все наши газоны представляют собой безобразные, протоптанные диагональными грязными тропами территории, где уже десятилетиями ничего не растет, не радуют и не выделяет. Хотя выделяет. Грязь. Ту самую, которая веселыми весенними потоками радует жителей столицы.
Именно газоны делают наш неубранный и растаявший снег грязной жирной массой, которую мы тащим по всему солнечному городу на обуви и колесах автомобилей. И этому не будет конца, пока мы не пересмотрим наше отношение к газонам.
Ну, нет уже там цветов и травы. Только кучи затоптанной земли, которая явно не украшает нашу столицу. Или претендующий на это звание город. Я что-то с последними выборами не совсем понимаю – в каком мы статусе.
Так вот об открытых газонах – их надо уничтожать. Нет, конечно не закатывать асфальтом и не заливать бетоном. Их надо закрывать специально плиткой, с дырками.
Через них и веселая травка выглянуть сможет, и земля разноситься не будет. Это относится и к газонам, и к парковочным местам. Не надо все подряд асфальтировать. Просто закройте плиткой. Особенно важно это для наклонных поверхностей. Вот с них земля стекает в первую очередь – и со снегом, и с каждым дождем. Уберем газоны в плиточное обрамление – и решиться вопрос грязи.
Но для решения всех этих вопросов нужно всего два слагаемых – разум и административное решение. Ну, еще совесть. И тогда сотни миллионов госденег пойдут не в рекламные акции руководства всех уровней, не в показушные «инвестиционные проекты» Агентства мегасупергипер развития (кстати о них отдельно) и не в территории настолько опережающего развития, что жители умирающих поселков даже не успевают увидеть это опережение. Оно уже опередило жителей и унеслось далеко вперед.
А пойдут эти деньгина восстановление и строительство ливневой канализации, чтобы город не превращался по несколько раз в год в Венецию.
И в выбор правильного дорожного строительного подрядчика. Ну, ведь нет после ВАДа на «Коле» популярного «ямочного ремонта». И вряд ли на Керченском мосте лужи будут насквозь проливаться в ямах. И еще в недрах муниципальных технических служб поймут, что если один раз плиткой газоны закрыть, то не надо каждый год завозить землю, весной-летом-осенью удивляться грязи, строить нелепые кривые падающие заборчики по всему городу, а нам с вами лечить чертову пыльную аллергию и мыть, мыть, мыть…
И вдруг кто-то поймет, что если зимой регулярно вывозить снег, то всем будет лучше – и зимой, и весной… И я прекрасно понимаю, что люди в важных административных зданиях на Ленина не могут это не понимать. Ведь это же элементарно, Ватсон. Но почему же мы тогда каждый год… каждый год… об одном и том же.
А в ответ нам опять предлагают объединиться в какие-нибудь комиссии и народные дружины, самоконтролируемые всякие, с жилетками , касками и удостоверениями. И ходить, замерять, отмечать, фотографировать, докладывать. И ведь кто-то где-то принимает эти доклады, регистрирует, качает головой и, наверное, даже возмущается. А мы опять идем, меряем, фотографируем и верим, что это может что-то изменить. И что от нашего коллективного участия в решении общей проблемы зависит многое. Что чиновник из удаленного от нашего мира храма-памятника древней греческой архитектуры, увидев наши доклады воскликнет – «Да не может быть! Грязь, лужи, разруха? В Петрозаводске? Да лаааадно… никогда ж такого не было!» И поставив галочку в зарплатной ведомости на ведомственной же машине поедет в чистые загородные хоромы.
Что-то меня понесло…
Так о чем это я? А. Вот. Ведь все эти чиновники ходят по одним с нами дорогам. Ну хотя бы по соседним. Но таким же грязным. И их жены-дети-тещи-мамы и другие родственники так же ходят по ним. И разве они не говорят им, мол «ясный ты наш сокол, что за хрень твориться при твоем царствовании?» Или все-таки не говорят. Может, они все даже не здесь и живут…
Про «общественные движения, комиссии, надзорные и прочие». Напрашивается вопрос – если появляется потребность и необходимость в общественных контролерах за дорогами, строительством, кормушками и прочими достижениями городского и республиканского бюджетов, то зачем нам все остальные исполнительные, надзорные и законозащитительные и ограждательные органы? Может лучше уже сразу – как в Китае или в 30 годах у нас же. Вышли три народных контролера, дырку замерили в дороге и пустили в расход директора дорожно-строительной компании. Или зашли в ТРЦ, дверь эвакуационную увидели закрытой и на цепочке, зашли в кабинет директора и … Ну, в истории мы уже проходили это все. Ну, реально – при наличии массы контролирующих организаций, депутатов всех уровней, муниципальных комиссий, прокуратуры и СУСКа зачем нужны еще и «народные контролеры»? Что бы кто что узнал? Что у нас все дороги в ямах? Или что город плывет в потоке дерьма совсем мимо великого звания европейской столицы? Или что ни одного проекта не реализовано на площадке опережающего развития? Что еще не знают в чиновничьих кабинетах из того, что общественники должны им рассказать?
И так каждый год. Дежавю, блин. Бессилие рождает озлобленность. А это совсем непродуктивно для строителя светлого капиталистического будущего.
Смотрю опять видео про мужчину и лужу. А ведь если бы весна пришла по расписанию, то 18 марта он бы так никуда и не дошел. Но даже если бы и доплыл, то не галочку нарисовал бы, а сами знаете что.