В начале 1945 года при проведении Восточно-Прусской стратегической операции советские войска прорвали немецкую оборону, вышли к Балтийскому морю и уничтожили основные силы противника, заняв Восточную Пруссию и освободив северную часть Польши.
К началу 1945 года Кёнигсберг был одной из мощнейших крепостей гитлеровской Германии. Город был хорошо укреплен, создана система эшелонированной обороны, крепостные сооружения соединены системой подземных тоннелей. Стены фортов и цитадели достигали нескольких метров в толщину и были способны выдержать попадание бомб и снарядов даже больших калибров.
Кёнигсбергский гарнизон насчитывал около 130 тысяч человек. На его вооружении было до 4 тысяч орудий и минометов, 108 танков и штурмовых орудий. С воздуха эту группировку поддерживали 170 самолетов, которые базировались на аэродромы Земландского полуострова. Западнее города дислоцировалась 5-я танковая дивизия. Кёнигсбергу руководство Третьего Рейха отводило особую роль в обороне Германии.
Задача по взятию Кёнигсберга была поставлена 3-му Белорусскому фронту маршала Александра Василевского, вступившему в командование фронтом после гибели 18 февраля 1945 года генерала армии Ивана Черняховского.
Для штурма Кёнигсберга была сосредоточена группировка советских войск численностью более 106 тысяч человек, 5200 орудий и миномётов, 538 танков и самоходных артиллерийских установок, 2174 самолётов.
В ходе трехдневной операции (6-9 апреля 1945 года) основные силы восточно-прусской группировки были либо уничтожены, либо сдались в плен. В городе и пригородах советскими войсками было захвачено около 92 тысяч пленных (в том числе 1800 офицеров и генералов), свыше 3,5 тысяч орудий и минометов, около 130 самолетов и 90 танков, множество автомашин, тягачей, большое количество различных складов со всевозможным имуществом». В целом же операция завершилась уничтожением земландской группировки противника 25 апреля.
Вот как вспоминал о боях на подступах к Кёнигсбергу участник тех событий, ветеран органов безопасности Карелии, чью память неукоснительно чтят сотрудники современной федеральной службы безопасности – Алексей Петрович Тигушкин:
«До сих пор помню страшный бой в феврале 1945 года под городом Алленштейн (ныне — польский город Ольштын) в Восточной Пруссии. Испытал я тогда трудно преодолеваемое чувство страха не только за себя, но и за моих товарищей. Перед батальоном стояла задача — овладеть подступами к городу. На открытой местности, поросшей мелким кустарником, враг нас заметил, мгновенно открыл из минометов и орудий ураганный огонь. В наших рядах началась паника. Многие солдаты повернули назад, совершая «драпмарш» — было такое выражение в войну. К счастью, командир полка майор Александр Шилов (впоследствии удостоенный звания Героя Советского Союза) вовремя сориентировался, лично возглавил подоспевшее подкрепление. При поддержке артиллерии и танков город нами был взят.
В том бою, к сожалению, не обошлось без потерь. Батальон потерял несколько десятков солдат и офицеров. Был тяжело ранен и комсорг, которого с поля сражения вынес сам командир батальона Василий Ильич Климчук. Солдаты его уважительно называли «наш батя». Для меня он стал как бы крестным отцом. С боями и передышками, зимой и летом, в дождь и снег дошел до окраин г. Кёнигсберга сержантом — командиром пулеметного отделения, а затем комсоргом батальона 250-й и 269-й стрелковых дивизий на Брянском, 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. После ранения полгода лечился в госпиталях в Нарве, Иваново и Комсомольске, что в 25 км от Иваново». (интервью из газеты «Карелия» 09.02.2000)
Штурм Кёнигсберга обогатил «…Красную Армию новым опытом борьбы с сильным врагом, опиравшимся на отлично подготовленную и глубоко развитую в инженерном и огневом отношении оборону в крайне выгодной для него местности. Советским войскам приходилось решать задачу ликвидации неприятеля на большой площади, прижимая его одновременно к Балтийскому морю и к заливам в районе Кенигсберга», — писал позднее в своих воспоминаниях «Дело всей жизни» маршал А.Д. Василевский.
Позднее, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года была учреждена медаль за «Взятие Кенигсберга». Это единственная медаль, учрежденная не в связи со взятием или освобождением столицы, а в награду за взятие города-крепости. Медалью «За взятие Кенигсберга» награждались «военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД — непосредственные участники героического штурма и взятия Кёнигсберга (23.01.45–10.04.45), а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города».
На одном из обелисков в г. Калининграде выбита следующая надпись:
Вы прославили Советскую Родину,
И Родина будет славить вас вечно.
Отечество воспитало вас героями,
И геройски бились вы за Отечество.
Ваше мужество было беспримерным,
Ваша воля была непреклонной,
Ваша слава — бессмертна!