Масштаб ее 1:10, рассказал научный сотрудник Института леса КарНЦ РАН Владимир Карпин. Именно он занимается созданием макета мельницы.
Случайных деталей при создании водяных мельниц у крестьян не было: все имело значение и свой функционал. Какой формы должны быть лопасти? Почему «спицы» в колесе выполнялись в форме крестовины? Почему для изготовления вала брали хвойные, а шестерёнки делали из березы? О том, как идёт строительство макета водяной мельницы крестьянина Ивана Мартынова из д. Кяппесельга, рассказали авторы проекта «Водяная мельница — символ карельской деревни» в новом эпизоде «Дневника проекта».
Для создания макета Владимир копирует те материалы, которые использовались при строительстве мельниц в старину. Для колес используются хвойные породы: сосна, на валу ель, потому что из ели можно сделать прямой вал с достаточной прочностью и гибкостью.
Заготовка для цевочного колеса — это полностью береза, потому что она прочная, крепкая, устойчива к истиранию и к изламывающим нагрузкам. То есть, конечно, при создании макета мы копируем. Это одна из задач — повторить материалы, которые использовались.
Повторяет детально и технологию, которая доказала свою эффективность в старину. К примеру, четыре пересекающиеся спицы, соединенные между собой — это достаточно простое и эффективное решение.
То есть, когда я собирал, я собрал сначала эти четыре спицы, потом собрал колесо, и эти спицы держались сами по себе. И они способны принимать значительную нагрузку. И это один из способов закрепить пиленые заготовки на круглом вращающемся бревне, которое выполняет роль оси. Это технологическое решение, выработанное той практикой использования мельниц, — говорит Владимир.
Это не фабричные зачастую детали. Все изготавливалось на месте мастеровыми людьми. Наверняка, не каждый человек, не каждый даже плотник мог это изготовить. Это интересно, — говорит Владимир.
Добавим, что постройка мельницы была дорогим удовольствием: средняя стоимость материалов и работы составляла 160 рублей. В начале прошлого века на эти деньги можно было купить пять коров или три лошади. Оценить доходность мельниц сложнее. Крестьяне неохотно говорили переписчикам о прибыли, возможно, боялись введения дополнительного налога. По данным официальной статистики в 1900–1910 гг., в среднем на одну мельницу в Карелии приходилось 50 рублей чистого дохода. Столько оставалось после вычета расходов на производственные издержки: ремонт, освещение, закупку смазочных материалов, страховку, оплату наемных работников – все это отнимало до 60% от изначальной прибыли, — говорит историк, научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Александр Кривоноженко.
Макет мельницы планируется передать в Музей Кондопожского края, экспозиции по теме также появятся в музеях района. За ходом проекта можно следить в его официальном паблике. Наш портал “Карелия.Ньюс” является информационным партнером проекта и освещает работу ученых, рассказывает о находках и открытиях.
Проект стал победителем первого конкурса Фонда грантов главы Республики Карелия 2024 года по направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения, а также содействия духовному развитию личности». Ведущий партнер проекта – Ассоциация «Север-Центр».