В Карелии набирает популярность проект, посвященный водяным мельницам

В Карелии набирает популярность проект, посвященный водяным мельницам
Фото создано ИИ


Жители Карелии включились в проект «Водяная мельница – символ карельской деревни».

Они сообщают о своих находках авторам проекта. Так фотограф Игорь Подгорный рассказал об обнаруженных им и его другом Дмитрием Кузнецовым остатках водяной мельницы на реке Мунозерка.

Фото: Игорь Подгорный

Обычный поход на реку, где каких-то 30 лет назад я успешно рыбачил, обернулся приключением и открытием, которое, как выяснилось позже, уже было сделано до нас…19 лет назад. На реке Мунозерке, которая течёт из озера Долгая ламба в озеро Пертозеро, мы нашли остатки водяной мельницы, – рассказал Игорь Подгорный.

Вернувшись в город, Игорь нашел статью с названием: “О находке старой мельницы около Кончезерского медеплавильного и железоделательного завода”. Оказалось, в 2005 г. в процессе работы экспедиции под руководством А.М. Жульникова в районе озёр Кончезеро – Пертозеро Кондопожского района Ю.С. Александровым нашли каменные мельничные жернова. Два из них были в хорошей сохранности, третий – раскололся на три части. Рядом обнаружены остатки водяной мельницы, плотины и остатки передаточного механизма.

Это точное описание того, что нашли мы с Димой. В последних строках статьи сказано: через несколько лет после обнаружения жернова были перевезены для экспонирования в п. Шуя в этнокультурный дома “Карельская усадьба”. Как видно на фото, это не так! Думаю, в “лихие двухтысячные” собирались это сделать, да так и не собрались, – пишет Игорь Подгорный.

По словам, авторов проекта эта мельница принадлежала крестьянину из д. Мартнаволок Ивану Николаевичу Вяллиеву. Год постройки – 1900 или 1901.

Мельница могла работать до 150 дней в году, и при хорошей воде перемалывала до 800 кг зерна в сутки, а при низкой – до 400 кг. Судя по фото, сохранились некоторые части механизма: окончание вала водяного колеса с железным шипом и двумя железными шинами. Интересны и жернова, которые, по архивным данным, обошлись мельнику в 15 рублей, – рассказал историк Александр Кривоноженко.

А вот руководитель Ботанического сада ПетрГУ Алексей Прохоров рассказал, что нашел жернов, и теперь он часть экспозиции на природоохранной территории. Он лежит под плакучей рябиной неподалеку от пруда.

Иду я однажды по Соломенному, подхожу к Ботаническому саду и смотрю: кто-то подложил доски под бесхозный жернов, который уже не первый год лежит неподалеку, рядом с футбольным полем. Думаю: наверное, собираются унести. У нас тогда только появился экскаватор. Подъехали, погрузили жернов и привезли его в Ботсад. Здесь он под присмотром и привлекает внимание посетителей, – рассказал Алексей Анатольевич.

По словам руководителя, Ботанический сад – это не только коллекция растений, а комплекс объектов для мультидисциплинарного изучения. Здесь ведутся исследования растений, птиц, горных пород, почвы. Можно увидеть и произведения искусства, например, деревянные скульптуры или реплику саамского лабиринта. Теперь есть и старинный жернов.

Фото: Мария Дмитриева /Служба научных коммуникаций КарНЦ РАН

Это нижний жернов, лежняк. Интересен его диаметр: 6,5 четверти, это около 118 см, – очень большой экземпляр. Из тех мельниц, что я обследовал, вживую я видел самый большой диаметр только шесть четвертей (106 см). В основном попадаются размером пять четвертей (90 см).

Фото: Мария Дмитриева /Служба научных коммуникаций КарНЦ РАН

Если судить в целом по материалам сельскохозяйственной переписи 1916 года, жернова диаметром больше шести четвертей были большой редкостью в Карелии. А диаметром семь четвертей зафиксировано всего два-три. Как минимум, уже поэтому это очень ценный экспонат, – рассказал Научный сотрудник Института языка, истории и литературы КарНЦ РАН Александр Кривоноженко.

Главная загадка – частью какой мельницы был жернов и где его пара – верхний, бегун. Архивных данных пока на этот счет у ученых нет. Вероятно, говорит Александр, в Заозерье стояла довольно мощная, исходя из размера жернова, водяная мельница. Но он мог принадлежать и ветряной мельнице. Непонятна пока и хронология – XIX век или более ранняя эпоха.

Фото: Мария Дмитриева /Служба научных коммуникаций КарНЦ РАН

По словам ученого, хорошо, что памятник ушедшей эпохи сейчас находится в Ботаническом саду: с одной стороны, он находится под охраной, с другой – его могут посмотреть жители и гости города. Авторы проекта сейчас запустили опрос: что делать с информацией о расположении жерновов и самими жерновами?

Публиковать ли координаты? Вывозить ли жернова (куда и зачем?) или оставлять там, где они исполняли свое предназначение?

Авторы опубликовали видео, в котором рассказывают о пропаже жернова с бывшей мельницы в деревне Юркостров в Кондопожском районе. Ее Александр обнаружил в 2020 году. Но во время экспедиции этого года заметили, что жернова нет на его месте.

Нас периодически спрашивают, будем ли мы делать карту мельниц, публиковать координаты находок. Признаемся, единого мнения на этот счет нет даже среди участников команды проекта. С одной стороны, мы стоим на принципах открытости научного знания. Сложно говорить о популяризации, особенно местной истории, умалчивая важные детали. С другой стороны, как видно из нового ролика, случается, что жернова – самая яркая и хорошо сохранившаяся часть разрушенной мельницы – у кого-то вызывают не только познавательный интерес, но и желание увезти их с различной целью: “в хозяйстве пригодятся”, в частную коллекцию или для продажи. Есть мнение, что, детализируя данные о месторасположении руин, мы этому способствуем, – говорят авторы проекта.

Поучаствовать в дискуссии и высказать свое мнение можно в паблике проекта. В декабре пройдет очная дискуссия на эту тему с экспертами в сфере культуры и науки и всеми заинтересованными в сохранении мельниц жителями.

Напомним, мельницы были непременным атрибутом повседневной хозяйственной жизни крестьянства. По своей сути они являлись незаменимым звеном в технологии получения хлеба — основного продукта питания сельского населения. И название проекта «Водяная мельница – символ карельской деревни» отражает их значение. В Карелии мельницы использовались для переработки зерна в муку вплоть до середины XX века. А в 1910 году их насчитывалось не менее 544.

Добавим, облик одной из мельниц, стоявшей на ручье в окрестностях поселка Кяппесельга в Кондопожском районе, планируется воссоздать в виде макета с частичным использованием исторических технологий и материалов. Его планируется передать в Музей Кондопожского края, экспозиции по теме также появятся в музеях района.  За ходом проекта можно следить в его официальном паблике. Наш портал “Карелия.Ньюс” является информационным партнером проекта и будет освещать работу ученых, рассказывать о находках и открытиях.

Проект стал победителем первого конкурса Фонда грантов главы Республики Карелия 2024 года по направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения, а также содействия духовному развитию личности». Ведущий партнер проекта – Ассоциация «Север-Центр».

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять