«Идеальная бутылка - с тонкой стеночкой». Федор Григорьев создал уникальный инструмент, состоящий из обыкновенных стеклянных бутылок

«Идеальная бутылка - с тонкой стеночкой». Федор Григорьев создал уникальный инструмент, состоящий из обыкновенных стеклянных бутылок


15 и 16 июня на набережной вновь звучал бутылофон. Это ударный инструмент, вроде металлофона или ксилофона. Вместо металлических или деревянных пластин в нем стеклянные бутылки. Они настраиваются под определенные ноты и дают удивительный звук. В мире три музыканта играют на бутылках: двое из них – хорваты, один русский Федор Григорьев. Портал «Карелия.Ньюс» побывал на необычном концерте и разузнал подробности, как музыкант подбирает бутылки, чем наполняет их и как настраивает свой хрупкий инструмент.

 «Они вышли на улицы, чтобы возродить площадное искусство»

Федор Григорьев – музыкант из Санкт-Петербурга. Сперва окончил музыкальную школу по классу «Ударные инструменты», а затем факультет инструментального исполнительства Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова. Его творческая биография началась с «Каравана мира». Это международный клоунский, цирковой и театральный уличный фестиваль. Он проводился с 1989 года под руководством Вячеслава Полунина. Кочующие артисты из разных стран выступали в Ленинграде, Варшаве, Праге, Копенгагене, Париже и других городах.

Они вышли на улицы и площади, чтобы возродить именно площадное искусство, чтобы освободить вечно бегущего горожанина, разбудить его фантазию, освободить от шор и условностей, которые чуть было не сделали нашего человека неулыбчивым и злым. Именно всамделишность происходящего в бродячем театре делает его привлекательными и для строгого критика, и для того, кто сроду по театрам не ходил, – писала газета «Правда», 1989.

Мы тогда в Ленинграде дебютировали с семейным ансамблем. После этого стали ездить на Арбат в Москву, в Германию. Потом братья выросли, не все уже занимаются музыкой. У меня тоже были перерывы. А с 1999 года стал играть на улице постоянно. Сначала на аккордеоне, потом на ксилофоне, виброфоне. А в 2012 году мне подсказали: «Сделай ксилофон из бутылок, как в фильме «Волга, Волга». Там играли на бутылках».

Музыкант поискал информацию  в интернете, узнал, что в Хорватии есть профессор университета, который сделал инструмент из бутылок и играет в курортном городке для туристов. Федор Григорьев сконструировал свой бутылофон. Это две с половиной октавы, которые позволяют играть практически любое музыкальное произведение.

Я отвез бутылофон в Хельсинки. Как только стал вешать бутылки, так сразу толпа туристов из Японии собралась, стала снимать: «Ой, тут шоу будет». У меня еще тогда было полчаса репертуара. Общеизвестные – итальянская песенка, «Если друг оказался вдруг» Владимира Высоцкого»(финны всего Высоцкого перевели и это у них любимая русская песня). Я стал больше играть, многие классические произведения, которые я на ксилофоне исполнял, выучил на бутылках. И постепенно репертуар расшился с получаса до пяти часов. Могу это время, не повторяясь, играть, – говорит музыкант.

Как устроен бутылофон

Бутылофон музыканта – не стационарный инструмент, каждый раз перед выступлением его приходится раскладывать заново. Это занимает примерно 45 минут, столько же времени требуется, чтобы собрать. В основе каркас из бамбука – он легкий. К нему в два ряда подвешиваются бутылки. Каждая настраивается под определенную ноту. Вместе это две с половиной октавы.

Как подбираете бутылки? Видно, что они разные.

Бутылки стандартные, которые продаются в магазинах. Стеклодувы не могут изготовить бутылки с ровной стеночкой. У них плюс-минут 1-2 мм. Это бутылки с толстой стенкой, как для шампанского. Они плохо звучат – очень высоко и тихо. А идеальная бутылка с тонкой стеночкой. Она звучит звонче всего и ниже всего. Минус – очень тонкая может разбиться. И важно выбрать. Бутылки штампуются из двух половинок. Если они ровно соединены, то они хорошо звучат. А если не ровно, то грязь в звучании. В магазине беру с полки, слушаю звук. Если низкий звук, то это ценные бутылки очень.

Какую воду наливаете?

Вода чистая. Но у меня есть секрет, я добавляю соль. Плотность воды повышается, бутылка становится тяжелей и звук ниже. Плюс зимой соленая вода не замерзает. Я играю на Рождественской ярмарке, а там и до -10 температура воздуха опускается. И надо, чтобы вода 2-3 часа не замерзла. Я варю максимально соленый раствор и заливаю в бутылки.

Как настраиваете инструмент?

У меня ноу-хау настройки. Вода наливается, включаю тюнер и беру медицинский шприц на 5-10 мл и капельницу. С помощью шприца и капельницы могу добавить или убавить воды. Тогда я точно попадаю в тон. Потому что если не точно, то одна пьеса будет звучать неплохо, если она в тональность попадает, а в другой эта же нота будет звучать фальшиво в другой тональности.

Часто приходится настраивать бутылофон?

Нет, редко. В бутылках плотно закрыты крышки. Вода не испаряется. Если бы испарялась, то, да, тон бы повышался. Приходилось бы настраивать.

Как принимают?

С 2020 года Федор Григорьев выступает в основном в родном Санкт-Петербурге. В прошлом впервые поехал в небольшой тур по России – Калуга, Таруса, Переславль-Залесский, Иваново, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда. В его маршрутном листе оказался и Петрозаводск. Музыкант когда-то бывал в столице Карелии в качестве гостя, ему тогда понравилось Онежское озеро, решил приехать снова. Говорит, с тех пор город стал красивее.

 

Очень хорошо принимают, людям интересно. В Вологде два дня назад подошла пенсионерка, сказала: «Хорошо, что вы здесь играете. Напоминает заграницу». В марте месяц сидел в Дании. В центре Копенгагена играл. Там уличных музыкантов много и жители пресыщены. Ничем не удивишь, немного по-снобски относятся. Но иногда мне удавалось удивить, стараюсь. Ведь отчасти это музыка, отчасти шоу, – говорит Федор Григорьев.

 

Однажды меня пригласили на Новый год на тропический остров в Индийском океане. Оплатили поездку – в новогоднюю ночь играть для богатых туристов. Когда я включил симфоническое произведение – 40 симфонию Моцарта – и стал играть на бутылках один из зрителей открыл рот. Они приехали отдохнуть, покупаться, рыбок посмотреть, а им устроили шоу. Пригласили англичан и меня, – вспоминает Федор Григорьев.

 

На таком инструменте, говорит Федор Григорьев, играет всего три исполнителя, включая его. Это уже упоминаемый профессор из Хорватии и еще один хорват, но он живет и выступает в Вене. У него несколько другое шоу: бутылки не висят, а стоят на столике. Он играет ложечками от четырехрядного ксилофона. Он даже с завязанными глазами исполняет «Полет шмеля». А иногда он еще такое шоу устраивает – разбивает одну бутылку. Можно в интернете найти его выступления.

Последние десять дней я стал комментировать, что сейчас прозвучит. Мне один слушатель посоветовал. Мне понравился разговорный жанр. Надо опыта набраться, чтобы не косноязычно, а гладко получалось рассказывать о музыке, о композиторах. Это отчасти музыкально-просветительское направление. Это мне даже больше нравится, чем просто играть, – говорит Федор Григорьев.

В планах, делится музыкант, выступать и в залах.  Опыт уже есть: в Тарусе был концерт с рассказом, мастер-классом и с ответами на вопросы. Сейчас готовят программу вместе с еще одним музыкантом – Тимофеем Винковским, который играет на бокалах. Если все сложится, будут устраивать совместные выступления. Но играть на улице не перестанет – это уже образ жизни. Даже выезжая в отпуск, Федор Григорьев находит время на свой бутылофон. «Мы свое призванье не забудем, Смех и радость мы приносим людям», – поет он песню из «Бременских музыкантов». Говорит, я и есть бродячий музыкант. В воскресенье, едва закончив выступление на петрозаводской набережной, спешит в Санкт-Петербург, и на следующий день уже анонсирует свой концерт в Александровском парке.

За перемещениями Федора Григорьева можно наблюдать в его паблике в ВК.

 

Самое читаемое

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять