Мнение главного редактора «Карелия.Ньюс» о том, что сегодня представляет лента карельских СМИ.
Чем отличается журналист от блогера или пропагандиста? Тем, что он дает объективную информацию. Журналисту можно доверять, потому что его работа в этом и заключается – проверять информацию, использовать разные источники, дать максимально честную картину. Это по определению так должно быть. Блогер выражает свое мнение или свой взгляд. Пропагандист – мнение того, на кого работает. Главная ошибка журналиста, так меня всегда учили, сказать неправду, переврать факты.
За почти 30 лет работы в карельских СМИ с ужасом наблюдаю, во что сегодня превратилась профессия, которой мое поколение учили. И дело даже не в ограничениях Роскомнадзора или запретительных законах, хотя не без них. Дело в самих журналистах, которые сегодня даже не пытаются выполнить свою работу, а именно дать объективную информацию.
В основе всего в коммерческих СМИ – трафик. Трафик – это читатели. Именно он продается рекламодателю. Но трафик может быть честный, а может быть «любой ценой». Второй путь – наш выбор. В итоге большинство карельских СМИ, по крайней мере, лидеры рейтинга, превратились в махрово желтые издания, которые часто не проверяют информацию, не звонят в пресс-службы, чтобы уточнить детали. Не перепроверяют информацию в соцсетях. Делают сенсацию из новостей-пустышек, из непроверенной информации, из просто комментария, сказанного кем-то в соцсетях.
А еще всегда нагнетают какой-то невероятный ужас, шокируют, берут побольше криминала и кошмаров, которые приносят трафик. Стараются использовать желтые заголовки, так называемые кликбейты. Заголовок один, громкий, а в новости совсем другое. И можно было бы спокойно к ним относиться, если бы за ними была корректная информация. Но в большинстве случаев кликбейты – это обман или почти обман, раздувание из мухи слона. Коллеги говорят, что это такой журналистский прием, дескать, это нормально для получения трафика.
Да, прием, но не журналистский. Все-таки журналистика – это доверие к информации. Но СМИ без доверия не СМИ, а что угодно – просто сайт, ТГ-канал, блог.
Глядя на новостную ленту, вспоминается совет профессора Преображенского из “Собачьего сердца” не читать советских газет. Впрочем, чтобы не быть голословным, собрал для примера несколько свежих заголовков карельских СМИ, чтобы показать, как происходит этот обман вот прямо сейчас. СМИ не называю, чтобы не обижать. Но именно из таких новостей и состоит сейчас лента карельских (и не только) СМИ.
«В Петрозаводске похитили икону «Казанской Божией Матери»
Новость с таким заголовком вышла сегодня, 7 мая. Что думает читатель? То и думает, что написано – сегодня в Петрозаводске украли икону в храме. В чем обман? В том, что икону украли в 2022 году и эту новость уже давно писали, она не новость, она «старость». Вора давно поймали, а икону давно вернули на место. Из свежего в новости только приговор, который получил воришка. Но зачем писать про приговор, если с такой подачей будут читать лучше? То, что это обман и старую кражу выдали за новую, мало кого волнует.
«Кабаны бегают по оживленному шоссе в Петрозаводске»
И снова обман в каждом слове. Во-первых, не кабаны, а кабан. Во-вторых, на опубликованном видео шоссе пустое, а не оживленное. В-третьих, кабан перебежал дорогу, а не бегал по ней. Дикие животные в Карелии постоянно перебегают дороги. Делать из этого сенсацию, как минимум, смешно. Можно ведь было дать, что перебегающий дорогу кабан попал на видео. Но зачем – даешь больше кабанов на кишащих машинами трассах!
«Труп мужчины нашли в лесу в Карелии»
Еще одна майская новость. И снова все не совсем так. Да, труп нашли, но в 2023 году. И об этом тогда тоже писали. А из заголовка ощущение, что нашли только что. Новость лишь о приговоре убийце. Так бы и дали – «Вынесен приговор…». Но нет, находим старый труп и продаем его снова. А если еще в анонсе добавить молнии – то вот вам огромный трафик на старой новости. Отличный прием, правда, обман. Но кому до этого есть дело?
«Работнику котельной отрубило пальцы в Карелии (18+)»
Жуть! А по факту в релизе Госинспекции труда черным по белому написано, что ущерб от травмы легкий. При детальном изучении информации оказывается, что никакие оторванные пальцы по котельной не разлетались (так рисуется картина по заголовку). И нет так ничего 18+. Говорят, есть перелом и ссадины.
«Еще один СНТ ушел под воду в Карелии»
Ушла под воду Атлантида, а тут подтопило дорожки и частично огороды. В крайнем случае – поселок затопило, подтопило. Но нет – ушел под воду, даже труб не видно. Несите акваланг!
«В России пройдут учения с ядерным оружием»
Ну, вот и все. Ядерное оружие в деле! Или нет? На самом деле в рамках учений будут только лишь отработаны вопросы применения нестратегического ядерного оружия. Но такой заголовок «съедят лучше». Даешь еще больше страшилок! Мы все умрем!
«Сквер в Петрозаводске повергает горожан в ужас»
Вы тоже представили кошмар на улице Вязов? А что же на самом деле? Из доказательств ужаса только поваленное дерево на видео. Да, в парках деревья падают иногда. Но новость-пустышку надо продать как-то. Так что «повергает горожан в ужас» – и точка! Нет – лучше восклицательный знак!
«Волки съели 25 собак в карельском поселке»
Федеральные СМИ тоже часто заимствуют карельские новости-ужастики. Большой российский сайт дал эту новость, ссылаясь на карельский ресурс. Карельский ресурс, в свою очередь, сослался на неких местных жителей в соцсетях. При проверке выяснилось, что комментарий в группе оставил, возможно, местный житель. Комментарий не слово в слово такой: «А у нас вообще волки уже 25 собак сожрали!». Все! Новость готова. Бомбим! А может, читатель не из этого поселка? А может, это шутка? А может, не 25 собак, а 20? Или 40? Хорошо считали? Огласите список убиенных волками псов, пожалуйста. Кто это проверил из журналистов? Никто. В Минприроды звонили? Охотинспектору? Зачем, если сказано в комментарии – сожрали 25 собак и точка! Но зато вся Россия теперь в курсе. А главное – такое читают! И верят.
И такая дребедень каждый день, то тюлень позвонит, то олень. Но этот текст не для коллег. Этот текст для читателей. Просто захотелось поделиться некоторыми приемами, которые используют СМИ. Поделиться, чтобы люди, которые привыкли доверять информации СМИ, понимали, как делается продукт, который у нас принято называть серьезным словом «новости». И, кстати, в нашей редакции мы стараемся избегать такого подхода. Хотя допускаю, что тоже иногда можем оступиться. Иногда. Бейте нас за это, если увидите! Пишите комментарии: «Журналист – жертва ЕГЭ!». Мы обязательно исправим ошибку.