На днях история спасения «карельского Робинзона» Виктора Юрка облетела все региональные СМИ. 74-летний житель Карелии смог спастись в шторм на озере Сямозеро в Пряжинском районе Карелии, когда его лодка перевернулась. Он провел на острове Элойсварь, в народе Жилой, четыре дня без еды и спичек. Портал «Карелия.Ньюс» связался с рыбаком, чтобы узнать из первых уст, как ему удалось выжить, не терял ли он надежду и как чувствует себя сейчас.
Напомним, 7 октября мужчина отправился из кооператива «Ромашка» деревни Чуйнаволок порыбачить на Сямозере.
Когда выехал, волн не было, шторм поднялся за минуту, – вспоминает рыбак.
Моторную лодку накрыло волной, она сразу пошла под воду, Юрий не успел ничего предпринять. Он оказался за бортом. Вода холодная, волны огромные – шансов спастись мало, но бывалый рыбак не запаниковал и стал бороться за жизнь.
Свою роль в спасении, с его слов, сыграли два фактора: на нем был костюм-поплавок, который помогает удержаться на поверхности, плюс мужчина занимается закаливанием.
До берега острова было метров 300. Я не терял веру в то, что доплыву. Начал плыть разными способами. Никогда раньше в поплавке не плавал. Сначала попробовал кроль, брасс – начал захлебываться. Волны сильные, не раз накрывало, нахватался воды. На спине плыть получилось лучше. Казалось, очень долго плыл. До берега доплыл, вышел, и воткнулся на берегу в камни, – поделился Виктор.
Волны не давали удержаться на ногах на каменистом берегу. Виктор добрался до загубины, вышел на берег, сделал пару шагов и понял – сил не осталось. Подумал: приду в себя и все, победа. Отдохнув, пошел вперед. Он знал, что там есть пролив. Рассчитывал, что встретит лодки. С той стороны, откуда он пришел, помощи ждать не приходилось – шторм не утихал.
Лодок не было, но вдалеке рыбак увидел два дома. Он начал кричать через залив в надежде, что кто-то на том берегу услышит его, но и этот план не сработал. Тогда Виктор пошел дальше и набрел на часовню (на острове Элойсварь установлена часовня Пантелеймона, – прим. ред.).
Первую ночь в часовне провел. Пусть простит батюшка, я на пол ногами ледяными мокрыми в носках становился, сапоги раньше скинул. Ни спичек, ничего не было, только ряса какая-то, накинул ее. На столе переночевал. Поставил его вплотную к стене и отсидел, прижавшись к стенке, – вспомнил рыбак.
Утром Виктор вернулся на берег. На мысе увидел огоньки. Понял – спасатели. Но они направились не туда – в сторону Эссойлы. Рыбак считает, что к поискам отнеслись формально – один раз обошли вокруг острова. Сирены не было, на берег никто не высаживался, сам остров не прочесали. Возможно, это связно с тем, что спасатели не особо рассчитывали найти рыбака живым.
Виктор решил проверить, нет ли на острове других людей. Оказалось, есть. Он заметил, что кто-то запускал в небо планеры с изображением птиц и предположил, что это воздушные змеи, которых используют в качестве приманки во время охоты на гусей. Охотники неохотно шли на контакт и как будто специально отдалялись, но мужчина все же смог переговорить с ними. Не исключено, что это были браконьеры. Виктор попросил их позвонить жене и сообщить, где он находится, однако, как выяснилось позже, эту просьбу так и не выполнили.
Сказали – иди на мыс обратно, откуда пришел. Ночь переночевал в следующей будке рыбацкой. Все время без спичек. Потом не знаю откуда появились в последнюю ночь сырые спички. Не смог ими воспользоваться. До этого просидел день на берегу – в 5 км наши дачи видны. Повесил пакет большой красный, подумал, может, кто-то заметит, – продолжил рассказ мужчина.
По словам рыбака, он все это время был уверен, что рано или поздно его спасут. Так и вышло. На четвертый день погода наладилась. Валерий, сосед Виктора по даче, поехал на рыбалку. Рыбак рыбака видит издалека – «карельский Робинзон» разглядел приятеля и стал кричать ему, тот тоже заметил соседа на берегу. Валерий подъехал и забрал Виктора. На «большой земле» его ждала жена.
Виктор признался, что все эти дни не пил и практически не ел. В одной из рыбацких будок была банка с малиновым вареньем, но оно показалось мужчине слишком приторным. Съел несколько ложек и больше не хотелось.
По словам мужчины, голодание не сказалось на здоровье. Как-то прихватило суставы и шею, но это прошло. Единственное – болят ноги. Все эти дни мужчина ходил по острову в носках, их было две пары, одна сносилась. Подошвы покрылись подметкой. Виктор говорит, что тогда не чувствовал боли.
В травмпункт отвезли с ногами. Осмотрели, назначили одно, второе, третье, делаю растирания. Все лучше и лучше становится.
Остров, на котором рыбак дожидался спасения, в народе называется Жилым. Виктор шутит – ему он таким не показался.