Портал «Карелия.Ньюс» продолжает проект «Анонимные Алкоголики» и публикует историю 59-летней жительницы Петрозаводска Элеоноры. Имя героини изменено по ее просьбе.
Когда я бросала пить, а было это 26 лет назад, вокруг АА ходило множество слухов. Информация противоречила сама себе, а отсутствие толковых отзывов из первых рук отбивало всякую охоту туда обращаться. Потому что «как бы не секта» и «последние деньги выманят».
Кроме того, когда я пыталась найти адрес ближайшего места проведения собраний, интернет выдал мне пару форумов, почитав которые, я окончательно запуталась и пришла к выводу, что АА – это не для нашей страны. Может в Америке всё это и работало, но явно не у нас. Таковым был мой вердикт на тот момент.
Особенно запал в память один отзыв, который помню до сих пор. В нём молодой человек описывал членов группы, как кучку неудачников с осунувшимися пропитыми лицами, которые сначала долго и нудно читали молитвы, потом пустили по кругу пакет для сбора денег. Затем пара человек поделилась своими чернушными историями, остальные поаплодировали и разошлись. Сразу же после собрания половина из присутствующих пошла в ближайший бар, отметить удачно прошедшее собрание. Я не знала, верить прочитанному или нет, но интерес иссяк, и тема АА для меня закрылась.
Повторно это сообщество всплыло в моей жизни ещё через 10 лет. Подруга рассказала, что её муж с его помощью бросал пить. И хоть с тех пор прошло много лет, и зависимость осталась в прошлом, но супруг периодически посещает собрания, возвращается всегда одухотворённый, словно отдохнувший и сбросивший напряжение. И вообще, мол, он очень гордится тем, что прошёл этот путь и пришёл к трезвости.
Не буду утруждать вас ненужными подробностями, описывающими путь, приведший меня в группу АА. Лучше сформирую весь опыт, личный в том числе, в некоторые выводы. Итак.
Сообщество – не секта. Никто не выманивает деньги и не вынуждает переписывать квартиры. Присутствует элемент добровольного пожертвования, так как существует ряд расходов: помещения, в которых проходят собрания, печать литературы, угощения для пришедших и тому подобное.
Пакет или коробочку для сборов действительно пускают по кругу в конце общения, но кладут туда по несколько монет, редко кто бумажную купюру. Некоторые полностью воздерживаются, и ничего.
Пропитые лица присутствуют. Было бы странно, если бы нет. Всё же это не кружок филателистов или садоводов. Внешность участников наглядно отражает этапы выздоровления. Кто-то первые дни в завязке, выглядит не просто плохо, а очень плохо, всё время молчит, ни в чём не участвует, только сидит и слушает.
Кому-то уже требуется неотложная помощь в виде советов и положительных примеров, чтобы избавиться от сомнений, неизбежно возникающих через месяц воздержания.
Всегда есть парочка человек, у которых трезвость продлилась около года. Они обычно очень горды собой, но ведут себя резко и нервно. Оно и понятно. Тот, с кем пил, уже стал чужим, а новых близких людей для общения пока нет. Это создаёт эффект вакуума, который тяжело переносится. АА становится отдушиной, куда можно прийти и пообщаться с такими же, как ты. Получить поддержку самому и поддержать других, кто на фоне тебя ещё совсем новичок.
Особенно выделяются те, кто много лет живёт в трезвости. Смотришь на них и не веришь тому, что они рассказывают. Кажется, как такие яркие, успешные, уверенные в себе люди могли быть теми, про кого идёт речь? И обратный вопрос: неужели тот, кто был таким, может стать свободным и счастливым?
Чтение молитвы – правда. В самом начале, с оговоркой, что имеется в виду ни какой-то конкретный Бог из определённой религии, а у каждого он свой. Можно просто сидеть и молчать. Но, как правило, душа сама испытывает потребность попросить высшие силы помочь и поддержать, либо уже поблагодарить за то, что имеет.
Никто не будет никого заставлять. Длится всё несколько минут.
После собрания никаких совместных пьянок. Допускаю, что бывают случаи, когда кто-то один, находящийся в самом начале попыток обрести трезвость, не выдерживает и идёт выпить. Но никакого отношения к АА это не имеет. Кроме того, случается, что на собрание приходит человек просто пьяный. Потому что он сорвался и ему некуда больше идти. Таких не выгоняют. Но просят воздержаться от высказываний и посидеть спокойно.
Совершенно точно никто не подвергнет сомнению вашу потребность в помощи. Я слышала пару раз «откровения» о том, что якобы присутствующие говорили кому-то, что проблем у него нет, что не особо он и пьёт, под забором не валяется, значит, своё ещё не выпил и вообще чего пришёл. Если кому-то показалось, что мысль обращённого к нему высказывания, была именно такая, это точно показалось.
Когда мы хотим получить поддержку на выбранном пути, мы находим информацию, которая нас поддержит. Если хочется найти повод сорваться, то в шуме толпы выцепишь один слабый писк о том, что якобы надо просто пить в меру, и пойдёшь опять пытаться пить в меру.
На собрание АА может прийти любой, кто признает: я – алкоголик. Если человек считает, что ему нужна помощь, никто ему в помощи не откажет. И даже не будет спрашивать, какие напитки пьёшь, в каких количествах, как долго. И имя можно назвать любое, и вообще в углу сидеть с закрытыми глазами. Такой пример знаю. Мужчина просто приходит, в начале собрания всех приветствует, потом садится в угол и закрывает глаза, а может и вовсе спит. Потом встаёт, когда всё закончилось, и уходит.
Когда я бросала пить сама, я не смогла найти для себя поддержку понимающих людей. И мне было очень тяжело. Потому что казалось, что все вокруг только и делают, что пьют. Я всё равно не отказалась от цели. Но, получив возможность помощи, я с радостью ею воспользовалась.