Владельцы турбизнеса из Москвы пугают отдыхающих платной парковкой на подъезде к Кончезеру. Разбирались, законно ли это.
Многие туристы, рыбаки и просто отдыхающие знают, что на «старой» трассе на Гирвас (она же на Марциальные воды) есть только один нормальный подъезд к озеру Кончезеру. Он находится перед деревней Царевичи. Это обустроенный съезд направо (если ехать из Петрозаводска). Там – просторная и существующая уже много лет стоянка и выход к водоему.
Больше к Кончезеру на огромном участке трассы подъехать негде. Сюда десятилетиями приезжают на отдых многие петрозаводчане и жители соседних населенных пунктов.
Но сейчас здесь появился знак «Кэмпинг Сампо». И что самое интересное – знак «Платная парковка». Причем на табличке сказано – первые 15 минут бесплатно, ведется видеонаблюдение. Рядом в лесу гриль-домик и баня, а также места для палаток. В общем, новая инфраструктура. Но как так вышло, что любимое место отдыха многих с просторной парковкой в очередной раз стало чьим-то и парковаться здесь больше нельзя? К слову, теперь машины паркуются вдоль извилистой трассы, что довольно опасно.
Как удалось выяснить нашему порталу, данный участок это земли лесфонда, предназначенные для ведения лесного хозяйства. Об этом есть запись на публичной кадастровой карте. Не секрет, что перевод земель лесного фонда в другой статус история сверхсложная. Но, как выяснилось, никто статус этих земель не менял. Это по-прежнему лесфонд.
Как пояснили нашему порталу в Минприроды РК, данный участок был передан в аренду на 20 лет по результатам аукциона 8 октября 2021 года для осуществления рекреационной деятельности. Проект освоения лесов прошел госэкспертизу. Назначение – отдых, туризм. Иными словами, кэмпинг появился здесь вполне законно на землях лесфонда, без смены их статуса.
Арендатор имеет право создавать на лесном участке лесную инфраструктуру, в соответствии с проектом освоения лесов, – пояснили в Минприроды. – Для этого он подготовил проект освоения лесов, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение экспертной комиссии. Это могут быть: настилы, устройства для оформления озеленения, мостики, беседки, временные постройки, объекты мелкорозничной торговли, объекты попутного бытового обслуживания и питания, опоры освещения, площадки для установки мусоросборников, навесы и прочее. Все указанные объекты возводятся арендатором для комфортного пребывания населения на лесном участке.
В ведомстве также пояснили, что при желании арендатор устанавливает плату за использование возведенных объектов инфраструктуры с посетителей лесного участка. При этом, как особо подчеркнули в Минприроды, согласно статье 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, поэтому гражданин может не пользоваться указанными объектами и соответственно не платить. Мутная формулировка, согласитесь.
С палатками, домиками, баней и туалетом все понятно – плата за их аренду понятна. Но что делать с единственным на много километров подъездом к озеру и парковкой, которую арендаторы не строили, а просто забрали и сделали платной?
Ответ Минприроды – «не хотите не пользуйтесь» это уход от ответа. Что делать, если здесь больше нет места для парковки. А что думает сам арендатор? Мы позвонили по указанному на сайте кэмпинга телефону и попали на московского владельца кэмпинга Надежду Вавржину. Как оказалось, она по совместительству редактор московского портала Life-InStyle.com, то есть наша коллега.
Территория парковки теперь наша территория. Мы арендовали этот участок на 20 лет, – пояснила Надежда. – Мы вывезли с этой территории более 70 мешков мусора, почистили все, привели в порядок. А плату мы взимаем не за парковку, а за уборку территории. То есть парковка не платная.
На наш вопрос, что табличка на въезде говорит о другом, наша собеседница сказала, что данный знак установлен для тех, кто приезжает сюда жарить шашлыки, кто мусорит, кто выезжает прямо к водоему, что запрещено законом.
– Кто не готов участвовать финансово в благоустройстве территории, может оставить автомобиль, не заезжая в 20-метровую зону, в начале парковки, мы не запрещаем. Пройти 15-20 метров не сложно.
– То есть если я, вопреки информации на стенде, оставлю машину на этой стоянке дольше, чем на 15 минут, мне ничего не будет? – вопрос от нашего портала.
– Ничего, – ответ редактора московского портала.
Надежда Вавржина также отметила, что по закону они обязаны пропускать людей к воде, но не должны пропускать к воде транспорт.
– При этом мы идем людям навстречу. Шлагбаум не ставим. Просто мы устали бороться с теми, кто мусорит. Приезжайте, отдыхайте, мы не ограничиваем, просто не мусорьте. Посмотрите, как преобразилась территория.
Добавим, что проблема платы за вход на интересную с точки зрения туризма территорию сегодня очень актуальна. Власти много лет говорят о том, что представители турбизнеса имеют право брать плату за услуги, а не за вход. Турбизнес же пытается под услуги подвести благоустройство территории и уборку мусор. Хотя очевидно же, что тот же гриль-домик или аренда лодок – это услуга, а соблюдение чистоты на участке или взимание платы за существовавшую десятилетиями до прихода турбизнеса общественная асфальтированная парковка – это никакая не услуга, а «отжатие» общественной территории. Может, потому и признает фактически арендатор лесного участка на Кончезере лукавство своего же собственного стенда.